Особенности маркировки алкогольной продукции
Государственный учет маркированной продукции возлагает на предпринимателя обязанность по фиксации всех операций с алкоголем на каждом этапе: ввозе, производстве, распределению по складам, продаже. Игнорирование законных требований и нарушения в сфере маркировки алкогольной продукции строго караются — начиная с штрафных санкций, заканчивая лишением лицензии.
- каждая единица каждой партии должна содержать специальный штрихкод для маркировки алкоголя — соответственно, бизнес должен быть оборудован техническими возможностями маркировки, а также считывания информации;
- внесение в систему ЕГАИС — оборот алкогольной продукции, подлежащей маркировке, контролируется автоматизированной базой, содержащей уникальную информацию о производителе или импортере, о передвижениях конкретной единицы товара и продаже потребителю и такая торговля должна быть синхронизирована с ЕГАИС.
Из разъяснений Минфина (Письмо Минфина России от 20.04.2018 N 03-14-07/27242) становятся понятны особенности маркировки алкогольных напитков:
- при маркировке алкогольных напитков собственникам бизнеса не нужно дополнительно приобретать технические средства считывания новых двухмерных кодов — 2D-сканеры, используемые в торговле, справляются с этой задачей и распознают данные с федеральных акцизных марок;
- если компания-импортер или производитель имеет неиспользованные, но должным образом изготовленные акцизы старого образца (имеются в виду только марки Гознака), то штрихкод может наноситься на них до момента окончания обязательства по их использованию— тогда как по общему правилу, с 01.07.18 в обновленные акцизы должен быть добавлен код-идентификатор ЕГАИС.
Обязательная маркировка не касается следующей продукции:
- чистый этиловый спирт;
- пиво и производные напитки;
- сидр (и яблочный, и пуаре);
- медовуха.
Маркировка алкогольной продукции, идущей на экспорт, тоже необязательна. Правила маркировки алкогольной продукции также не предусматривают нанесение штрихкодов на продукцию, ввезенную в Россию как припасы (согласно ТР ТС в части маркировки алкогольной продукции). Таможенный Кодекс Таможенного союза относит сюда:
- алкогольную продукцию, предназначенную для употребления пассажирами и командой водного и воздушного транспорта;
- алкоголь, продажа которого осуществляется на борту таких судов с целью немедленного употребления;
- напитки в поездах, независимо от того, кто их потребляет — пассажир или член бригады, законно отдыхающий от исполнения трудовых обязанностей.
Маркировка алкоголя не нужна, если импортный алкоголь ввезен на территорию России в рамках процедуры таможенного транзита. В этом случае транспортировка продукции возможна с таможни получения до таможни дальнейшей отправки. Правилами Таможенного союза предусмотрено, что товары могут провозиться по территории и членов союза, и государств, не участвующих в таможенном объединении.
И последнее: обязательная маркировка алкогольной продукции не распространяется на duty free-торговлю. В беспошлинных магазинах акцизы не применяются, вместо этого каждая единица товара снабжается аналогичными этикетками на русском и английском языках с подобным содержанием: «Только для продажи в duty free».
Ответственность за нарушения в сфере маркировки алкогольной продукции возлагается на всех без исключения участников алкогольного рынка:
- производственные организации и группы компаний;
- оптовиков;
- представителей розничной сети;
- организации общепита.
Адаптация к новой системе достаточно проста. Основное — это оборудование. Бизнес-процессы не меняются, продажи проводятся при помощи онлайн-касс в рамках 54-ФЗ с той лишь разницей, что получение товара и его продажа производятся с обязательным сканированием кода каждой единицы.
Сканер синхронизирует полученные данные с ККТ и товароучетной системой и процесс продажи занимает несколько секунд.
Требования к штрихкодированию
Полученный и зарегистрированный штрих-код на алкоголь представляет собой графическое изображение, состоящее из определенной последовательности белых и черных полос, имеющих различную ширину. При считывании кода зашифрованные сведения представляются в виде последовательности цифр, которые включают в себя следующую информацию (при условии использования кода EAN-13):
- о стране происхождения товара;
- о выпускающем предприятии;
- непосредственно о самом продукте.
Завершает комбинацию цифр последняя, не несущая никакой информации, цифра. Она является контрольной и позволяет проверить правильность считывания всего кода. При условии, что будет использовать восьмизначный код (EAN-8), в нем будет отсутствовать информация о производителе продукции.
Его используют для нанесения на этикетку или упаковку в случае, если невозможно выделить достаточно места для отображения EAN-13.
При размещении ШК на упаковке продукции следует учитывать следующие особенности:
- код в обязательном порядке должен быть сгенерирован и зарегистрирован в системе;
- место на упаковке, которое планируется под размещение кода, должно быть такого размера, чтобы качество считывания и, как следствие, распознавания числового выражения не страдало – этот факт обязательно стоит учитывать при маркировке продукции. При условии, что размер упаковки не позволяет нанести код EAN-13, целесообразно будет использовать другой вид кода – EAN-8;
- при условии, что упаковка имеет большой размер (особенно это актуально для групповых или транспортных упаковок), ШК рекомендуется наносить сразу на несколько сторон. В таком случае нет необходимости переворачивать тару для его поиска, что значительно ускоряет скорость считывания. Особенно это актуально для алкогольной продукции, когда лишняя операция по перемещению может стать причиной боя продукции;
- цвета, которые используются для печати кодов, должны быть контрастны – только в таком случае можно быстро и точно распознать графическое изображение. Именно по этой причине практически во всех случаях применяют белый и черный цвета.
При регистрации штрих-кода предприниматель получает уникальное графическое и цифровое изображение, которое не будет пересекаться ни с каким другим товаром. Это достигается благодаря тому, что за каждым официальным регистратором (организацией, имеющей право генерировать и проводить регистрацию кодов) закреплен определенный диапазон ШК, который не может уже быть использован другими.
Следующая