Назначение платежа самозанятому лицу
Сотрудничество с самозанятыми – выгодный вариант для юрлиц. Можно привлекать исполнителей для разовых задач или сезонной нагрузки и при этом не платить за них страховые взносы и НДФЛ. Оплата за товары, работы или услуги может производиться наличными деньгами и безналичным способом на карту.
Однако юридические лица не могут совершить перевод просто по номеру банковской карты. Для отчётности бухгалтерии требуется оформить платёжное поручение. В целом оно оформляется по общим правилам.
С указанием номера и даты, суммы, сведений о плательщике и получателе, реквизитов банков. Главное – грамотно сформулировать назначение платежа самозанятому лицу от юридического лица, чтобы избежать проблем с банком и налоговой.
Что можно указывать
При совершении платежа самозанятому от ООО или ИП в назначении платежа нужно указывать:
- За что именно осуществляется оплата физическому лицу – наименование товаров, работ, услуг.
- На каком основании осуществляется перевод денежных средств. Реквизиты соответствующего документа (номер, дата составления). В качестве последнего может быть счёт, а при его отсутствии – договор.
При сотрудничестве с самозанятым можно указать назначение платежа можно в таком формате «Оплата за бухгалтерские услуги по договору (счёту) № 000 от дд.мм.гггг».
Ниже приведен образец заполнения платёжного поручения с указанием назначения платежа на оплату услуг самозанятого.
к содержанию ↑Что нельзя писать
При перечислении средств самозанятому физлицу нельзя писать в назначении платежа слов, ассоциирующихся с трудовыми отношениями. О заработной плате, премии, авансе и пр. Подобные выплаты касаются только сотрудников, с которыми компания заключает трудовой договор.
А также перечисляет за них НДФЛ, взносы на пенсионное и социальное страхование. Сотрудничество с самозанятым осуществляется на основании договора ГПХ и ему оплачивается конкретная работа. Поэтому зарплатой этой назвать нельзя.
При указании подобных формулировок у контролирующих органов появляются основания считать сотрудничество компании с самозанятым подменой трудовых отношений с целью избежать уплаты НДФЛ, взносов в пенсионный и страховой фонды. Соответственно счёт в банке может быть заблокирован. А налоговая инспекция может привлечь к ответственности за неуплату налогов и взносов.
к содержанию ↑Код вида дохода
Еще один важный реквизит, касающийся назначения платежа в платёжном поручении самозанятому – кодовое обозначение дохода (поле 20 «Наз. пл.»). Оно было введено с 1 июля 2020 года, чтобы решить проблему ошибочного списания долгов граждан с тех доходов, с которых их списывать нельзя.
Соответственно, указание кода позволяет банкам идентифицировать к какой категории доходов гражданина относится поступление на его счёт или карту.
Поскольку юридические лица сотрудничают с самозанятыми на основании договора гражданско- правового характера, ставится код 1 (полный перечень кодов утверждён Указанием Центробанка № 6104-У от 22.03.2022). К этой категории относятся выплаты, по которым предусмотрены ограничения на удержание. В данном случае оно может производиться в соответствии со ст.
99 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007.
к содержанию ↑Риски для юридических лиц
Иногда банки блокируют счета компаний за платежи физическим лицам. Кроме упомянутого выше подозрения в подмене трудовых отношений, причиной этому может быть совершение платежей без указания каких-либо пояснений. К ним относятся назначения, реквизитов договора или большое количество «подозрительных» операций по счёту.
Чтобы платеж не привлекал ненужное внимание банков – можно дополнительно прописать в назначении платежа, что оплата осуществляется самозанятому гражданину за определённые товары, работы или услуги.
Ещё один риск при работе с самозанятыми – недействительный статус плательщика НПД. Например, из-за того, что сумма его дохода за год уже превысила 2,4 млн. руб., или он ведёт деятельность, запрещенную законом № 422-ФЗ.
Или снялся с учёта без уведомления заказчика или вовсе не регистрировался в системе «Мой налог».
Но подобное незнание не освобождает от ответственности. В этом случае юрлицо становится налоговым агентом гражданина. И поэтому приобретает обязательство оплачивать за него страховые взносы и 13% НДФЛ от суммы оплаты. А если не заметить это вовремя – пени и штраф в размере 20% от неуплаченных сумм.
Чтобы избавить себя от рисков, нужно перед каждой оплатой проверять статус налогоплательщика НПД. Для этого можно использовать специальный сервис на сайте ФНС, где достаточно указать ИНН самозанятого. Ещё менее хлопотный вариант – организовать сотрудничество с самозанятым через платформу Рокет Ворк.
Она будет автоматически проверять наличие статуса плательщика НПД перед каждой выплатой. И кроме того, автоматизирует и другие процессы, начиная от найма и заключения электронного договора, заканчивая выплатами и выгрузкой чеков.
Как правильно провести оплату самозанятым на банковский счёт
Максимальная сумма, которую юридическое лицо может заплатить самозанятому наличными деньгами в рамках одного договора гражданско-правового характера, составляет 100 000 рублей. При этом налоговая «не приветствует» дробление: заключение нескольких последовательных соглашений ГПХ с одним исполнителем с целью обхода этого ограничения.
Поэтому суммы более 100 000 рублей необходимо оплачивать переводом с расчётного счёта.
Кроме того, крупным юридическим лицам проще оплачивать даже меньшие суммы именно таким образом.
Рассказываем, как именно проводится оплата самозанятым на банковский счёт.
1 этап: Оформление договора гражданско-правового характера
Способ оплаты необходимо прописать в договоре гражданско-правового характера, который заключается с самозанятым исполнителем ещё до того, как он приступит к работам. Он имеет характер обязательства. Проще говоря, если в договоре гражданско-правового характера указывается, что юридическое лицо оплачивает работы самозанятого переводом со своего расчётного счёта на банковский счёт исполнителя – оно не имеет права потом отдать ему деньги наличными.
В договоре указываются реквизиты банковского счёта, на который осуществляется перевод.
Самозанятый может предоставить их, запросив в банке – например, через приложение или непосредственно в отделении.
У самозанятого исполнителя может быть только «обычный» счёт физического лица в банке. Расчётные счета плательщикам налога на профессиональный доход не открываются.
К этому счёту может быть «привязана» банковская карта, поэтому он без труда сможет воспользоваться деньгами, полученными от юридического лица.
2 этап: Передача счёта на оплату
После завершения работ (оказания услуг) самозанятый передаёт юридическому лицу-заказчику счёт на оплату. Этот документ составляется в свободной форме.
При этом функциональность приложения «Мой налог» на момент составления этой статьи (апрель 2022 года) не содержит инструмента формирования счетов. Поэтому самозанятый может воспользоваться любым другим:
· Telegram-ботом «Самозанятый I Счета»;
· Онлайн-сервисами для создания счетов;
· Программой «Бизнес-Пак», и так далее.
Счёт может быть передан в электронном или физическом виде, жёсткого регламента нет. Более того, даже сам этот документ является «опциональным». Однако рекомендуется его хранить вместе с договором, актом приёмки выполненных работ и чеком.
к содержанию ↑3 этап: Формирование платёжного поручения
На основании полученного счёта бухгалтерия юридического лица формирует платёжное поручение для своего банка. В этом документе указываются ранее полученные от самозанятого исполнителя реквизиты.
Стандартным назначением, указываемым в платёжном поручении, является «По счёту за выполненные работы» или «По счёту за оказанные услуги».
Важно! Это – перевод на счёт физического лица, который не сопровождается необходимыми к уплате налогами.
Поэтому у некоторых банков могут «возникнуть вопросы». Подготовьте договор, который подтверждает, что вы платите деньги не просто абстрактному физическому лицу, а самозанятому исполнителю.
Следующая