Акт о выявленных недостатках
Условие о надлежащем качестве товара всегда прописывается в договорах, составляемых между организацией-поставщиком и компанией-покупателем. Чтобы исполнить этот пункт, товар проходит многоступенчатую проверку.
Но иногда производитель/поставщик продукции не в силах отследить весь объем выпускаемых или поставляемых товаров. И тогда оформление акта о выявленных недостатках товара происходит непосредственно при приеме-передаче от изготовителя к покупателю.
Также акт может быть использован и внутри компании, например, когда товар поступает из производственного цеха на склад предприятия.
к содержанию ↑Особенности формирования акта, общие моменты
Если вам дано задание по составлению акта о выявленных недостатках товара, а вы не имеете четкого понимания о том, как именно его сделать, прочитайте приведенную ниже информацию и ознакомьтесь с примером – по этому образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Прежде чем начать детальное описание этого конкретного акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем таким бумагам.
- В силу того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – лучше составлять акт по его типу.
- Акты можно формировать на обычном листе бумаги (лучше А4 формата) или на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании).
- Акт составляется в двух идентичных экземплярах,
- первый из которых отправляется предприятию-изготовителю/поставщику товара,
- второй остается у организации-заказчика/покупателя.
После составления документа
Полностью составленный и заверенный всеми членами комиссии акт передаётся главному бухгалтеру. Тот в свою очередь в установленном законом порядке сможет списать некачественный товар и направить производителю претензию.
После использования документ подлежит обязательному хранению в архиве организации в течение установленного законом срока, по факту окончания которого официальная бумага может быть уничтожена.
к содержанию ↑Что отметить в акте
Сложившаяся практика выработала определённый перечень обязательных к указанию в документе моментов. К ним относят:
- наименование товара, его количество;
- дата поступления товарно-материальный ценностей заказчику;
- оценочная стоимость повреждённых объектов;
- характер выявленных недостатков;
- способ проведения оценочных мероприятий.
Пошаговая инструкция по составлению акта
Начать следует с шапки документа. В ней обозначаем, что настоящий акт утверждён руководителем организации (указываем дату утверждения и ФИО директора). Эта запись делается в последнюю очередь.
Затем прописываем наименование акта и присваиваем ему уникальный номер для документооборота в фирме. Затем отмечаем дату и место составления официальной бумаги.
Переходя к основной части, следует обозначить факт создания специальной комиссии соответствующим приказом директора (дата и номер распоряжения), её кадровый состав. Для каждого члена комиссии указываем его ФИО и должность на предприятии.
Далее члены комиссии определяют какой именно товар и в каком количестве обладает недостатками, описывают, каким именно способом были выявлены дефекты (внешний осмотр, проведение испытания). Этот блок обычно оформляется в виде информационной таблицы.
В заключении комиссия определяет виновных лиц и утверждает возврат товара поставщику. Конечное решение о направлении претензии примет директор или главный бухгалтер фирмы. По закону продавец обязан возместить убытки и допоставить товар.
На этом составление акта подходит к концу. В завершение акта все члены комиссии оставляют свои автографы (с расшифровкой), подтверждая тем самым достоверность и полноту обозначенных в нём сведений, беря на себя ответственность за сделанные выводы.
к содержанию ↑Кто и когда составляет документ
Акт о выявленных недостатках составляется в ситуации, когда после заключенного договора и проделанной работы Заказчик не удовлетворен результатами.
Если по недочетам нет разногласий, то вопрос составления и подписания документа решается участниками соглашения самостоятельно, без привлечения третьей стороны. Ответственными, назначаются официальные представители исполнителя и заказчика, наделенные соответствующими полномочиями. Сам документ уместно составить стороне – исполнителю.
В некоторых случаях для формирования акта собирается комиссия с обязательным участием представителей обеих сторон. Но это не обязательное условие.
В том случае если представитель исполнителя, после уведомления, проигнорировал встречу по обсуждению недочетов и составлению акта, тогда его можно составить в одностороннем порядке. Такой документ, с подтверждающими бумагами, может служить серьезным аргументом в суде.
В ситуации, когда исполнитель присутствовал при осмотре недостатков, но не согласился с ними. Потребуется экспертиза. Она подтвердит или опровергнет наличие недочетов.
к содержанию ↑Основные правила составления
Законодательство не указывает на наличие унифицированной формы документа. Бумага составляется в свободной форме с соблюдением общих норм деловой документации. Формат преимущественно А4, в печатной форме или от руки.
Чтобы составленный документ о выявленных недостатках (недочетах) выполненных подрядных работ не потерял свою правомерность, в нем должны содержаться следующие важные элементы:
- Шапка документа – название, с порядковым номером.
- Дата и место формирования.
- Номер договора и дата.
- Информация о лицах причастных к написанию.
- Сведения об уведомлении исполнителя о наличии недочетов.
- Основная часть.
- Наименования и подписи сторон.
Печать, по закону, не считается необходимым элементом. Таким образом, ее отсутствие не будет считаться нарушением.
к содержанию ↑Поэтапное составление (образец)
- Наименование акта с порядковым номером
- Дата и место формирования
- Данные о лицах, участвующих в написании акта. Уполномочиваемые документы.
- Наименование основного договора с датой и номером.
- Информация об извещении исполнителя по факту обнаружения недочетов.
- В основной части акта в зависимости от ситуации:
- Перечень обязательств, взятых на себя исполнителем по договору. Стоимость сроки их выполнения.
- Обнаруженные недочеты с суммой убытка (если есть возможность). Дату и обстоятельства, при которых выявили недочеты.
- Заключение экспертизы либо решение комиссии, или другие документы, являющиеся доказательством обнаруженных недостатков.
- Информация о достигнутом сторонами соглашении по устранению недочетов.
- Сроки исправления.
- Если в основном договоре есть пункт, который регулирует действия в сложившейся ситуации, то дать на него ссылку.
- Перечислить приложения к акту, если таковые имеются.
- Подписи представителей заказчика и исполнителя. С расшифровкой и указанием должности.
Образец заполнения
Последствия составления акта
В зависимости от того к какому решению пришли стороны существует несколько исходов возникшей ситуации.
Вариант | Решение |
Первый | Принято решение об уменьшении оплаты по договору на сумму понесенного убытка. |
Второй | Исполнитель обязуется устранить имеющиеся недостатки самостоятельно. Указываются сроки. |
Третий | Возместить расходы на устранение недочетов заказчиком. Если это условие прописано в договоре. |
Четвертый | Отказаться от выполнения обязательств по договору. Если это обоснованно по закону. Недочет значительный либо неустраним. |
- 38620 просмотров