Классификация кораблей

Эту статью пытается создать KOT_ACTPOHOM_B_MOPE. Просьба воздержаться от правок.

Дисклаймер — цель данной статьи не столько классифицировать все корабли всех стран всех эпох, сколько дать поверхностный, но максимально широкий обзор.

Парусный флот

Корабль

Кораблями исторически называли большие военные корабли или вообще все корабли. В настоящее время распространено деление: корабль — военный, судно — гражданское.

Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов

Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению. В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.

Линейный корабль

Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника. Часто имели более сотни орудий.

к содержанию ↑

Фрегат

Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль. Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45). Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.

Корвет

Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий. Обычно использовался для разведки или курьерской службы.

Шнява

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Шнявы — сравнительно небольшие двухмачтовые корабли, нёсшие 10-20 орудий. Имели прямые паруса и бушприт, стаксель и кливер. Были растпространены в северных странах в XVII-XIX веках.

к содержанию ↑

Бриг

Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте

Шлюп

Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.

Так же словом «шлюп» в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.

Новости по теме:   Войну заказывали: Кому была выгодна гибель от ракетного удара 10 человек в городке друзов на Голанских высотах

Шхуна

Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.

Клипер

Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.

Люгер

Люгеры — небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.

Артиллерийские, торпедные и ракетные винтовые корабли

Броненосец

Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.

Батарейный броненосец

Казематный броненосец

Барбетный броненосец

Башенный броненосец

Крейсер

Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).

Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю

к содержанию ↑

Броненосцый крейсер

Броненосные крейсера отличаются сравнительно толстым бронированием бортов.

Бронепалубный крейсер

Бронепалубные крейсера отличаются бронированием только бронепалубы и скосов.

Лёгкий и Тяжёлый крейсер

Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.

Линейный (большой) крейсер

Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.

Крейсер ПВО

Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.

Ракетный крейсер

Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.

Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)

Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.

Миноносец

Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды

Торпедный катер

Сверхмалый корабль, вооружённый торпедами

Эскадренный миноносец

Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.

В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.

Эсминец УРО

В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО

Новости по теме:   Справка об эпидокружении

Катер

Катерами традиционно обозначали боевые корабли малого водоизмещения. Может быть гребным, парусным или моторным. В настоящее время в США катерами называют корабли, уступающие по водоизмещению корветам.

Авианесущие корабли

Подводные корабли

Прочие винтовые корабли

Система рангов

Когда Британия вступила во Французскую Революционную войну 1793 г., королевский военно-морской флот насчитывал 498 кораблей. Это число включало в себя весь списочный состав флота, как корабли, находящиеся в полной боевой готовности, так и законсервированные, а также вспомогательные корабли, использовавшиеся в качестве плавучих баз, тюрем и блокшивов. На пике своей численности в 1813 г.

британский ВМФ насчитывал 1017 кораблей. За исключением небольшого числа специализированных кораблей, вроде кораблей-плавучих бомб, все военные корабли, несущие более 20 пушек, классифицировались по рангам в зависимости от их размеров и мощности вооружения. Все отранжированные корабли возглавлялись полными капитанами, имели три мачты и несли прямое парусное вооружение.

Адмиралтейство также использовало систему рангов для определения численности экипажей для каждого класса, что в свою очередь определяло сумму жалованья, положенного экипажу, количество провианта и другого снабжения, а также прочие административные моменты.

Корабли 1-го и 2-го ранга были трехпалубными (имели три орудийные палубы, непрерывно тянущиеся от носа до кормы) кораблями, тогда как корабли 3-го и 4-го рангов имели только две орудийные палубы. Теоретически, все они числились линейными кораблями, но в военное время корабли ниже третьего ранга использовались только для решения второстепенных задач, таких как сопровождение конвоев или «демонстрации флага» в заморских районах. 5-й и 6-й ранги составляли однопалубные фрегаты, хотя в эпоху наполеоновских войн малые фрегаты оказались устаревшим типом кораблей.

Остальные корабли — бриги, тендеры, транспорты и т. п. — не классифицировались.

Проблемой системы рангов было то, что 80-пушечный линейный корабль 3-го ранга требовал такого же по численности экипажа, что и 90-пушечный линейный корабль 2-го ранга, так как для 3-го ранга действовали штатные расписания, сформированные еще для 64-пушечных кораблей. Кроме того, фрегаты, вооруженные 24-фунтовыми пушками и каронадами, фактически обладали большей огневой мощью, нежели линейные корабли 4-го ранга.

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Более точным был метод классификации кораблей по числу пушек у них на борту. Обычно корабли классифицировались по номинальному числу пушек (74, 64, 80 и т. д.).

Эта системы была удобна для кораблей 3-го и 5-го рангов, которые в своем составе объединяли корабли, имевшие достаточно разное вооружение. Для моряков эпохи Наполеона 74-пушечный корабль значительно отличался от 64- пушечного. В число пушек обычно включали орудия, установленные на орудийных палубах, тогда как пушки на квартердеке и полубаке обычно не учитывались.

Новости по теме:   Как научиться красиво хамить

Кроме того, некоторые 74-пушечные корабли несли 18-фунтовые пушки, тогда как другие корабли того же класса были вооружены уже 24-фунтовыми пушками. Таким образом, даже среди формально вооруженных одинаково кораблей наблюдались значительные колебания фактической огневой мощи. Некоторые историки пытаются классифицировать корабли по массе бортового залпа, но и эта система не идеальна, так как тяжелые каронады обладали малой дальнобойностью, хотя их вклад в массу бортового залпа и был значительным.

Система рангов линейного флота к началу Французской Революционной войны была такой, как описано выше. При всех ее недостатках она применялась на протяжении всего периода с 1793 по 1815 г.

В 1815 г. Наполеон капитулировал на борту 74-пушечного линейного корабля HMS Bellerophon. Затем его доставили на борт 74-пушечного корабля HMS Northumberland, который отвез императора к месту его постоянного заточения на остров Св. Елены.

Ранг Пушки, шт. Тоннаж, т Экипаж, чел. Длина, фу г Кол-во 1-й 100 и более 2100–2750 750-875 178-205 5 2-й 98 1900–2150 750 178-185 17 80 1900–2000 650 181 4 3-й 74 1400–1900 500-600 168-176 64 64 1350–1400 500 160 37

к содержанию ↑

Система Тай До

Система Тай До Искусство Тай До зародилось в Китае одновременно с рождением чжэнь-цзю-терапии. Это были две стороны одной медали. Врачи древнего Китая развивали теорию циркуляции жизненной энергии, открывали волшебные меридианы и биологически активные точки.Точки

Система — 75

Система — 75 Ракеты комплексов типа С-75 с прямоточными двигателямиПродолжение. Начало см. в «ТиВ» №№ 10.

12/2002 г… № 1/2003 г.В середине 1950-х гг… по мере совершенствования средств воздушного нападения все большее значение стали приобретать проблемы увеличения дальности,

Система-75

Система-75 Продолжение. Начало см. в «ТиВ» № 10/2002 г.

Постановлением СМ от 19 марта 1956 г. № 336–255 устанавливался срок представления батареи (зенитного ракетного дивизиона) С-75 на Государственные испытания — 1 июля 1957 г. Сверх плана пятилетки 1956–1960 гг.

предусматривался

Система-125

Система-125 Первое время комплексы С-125 применялись также и частями ПВО Сухопутных Войск. Однако при существенно меньшей зоне поражения и использовании многократно более легкой ракеты наземные средства комплекса С-125 по массогабаритным показателям, уровню мобильности,

Система-200

Система-200 Авторы выражают глубокую благодарность за помощь ветерану Войск ПВО Михаилу Лазаревичу БородулинуПродолжение. Начало см. в ТиВ №№ 11,12/2003 г, № 1–3/2004 г. ЗУР комплекса С-200 на автоматизированной заряжающей машине

Следующая
РазноеИнформационные фейки. Как распознать ложь и не стать жертвой дезинформации

Добавить комментарий