Гайд: как сдать на права в 2025 году
Чтобы получить водительское удостоверение в 2025 году, необходимо выучить ПДД, пройти теоретический экзамен и вождение — весь процесс занимает 3−7 месяцев. Рассказываем подробно, как выдержать это испытание и какие изменения вступят в силу 1 апреля 2025 года.
Разобраться с ценами
Иногда кто-то может хитрить и размещать заманчивую рекламу: «Сдай на права за 20 тысяч рублей». Правда потом выясняется, что цена указана только за теорию, а за всё остальное придётся доплачивать. В итоге водительские права обойдутся в две-три «заманчивых» цены.
- «Топливный сбор» или его аналог
- Занятия с инструктором вечером и/или в выходные дни
- Внутренние экзамены и пересдачи
Выбрать механику или автомат
Выбор коробки передач зависит от твоих предпочтений. Если не хочешь заморачиваться с переключением и усложнять себе жизнь без необходимости, выбирай автоматическую. Если хочешь полностью контролировать автомобиль и есть готовность потратить время на освоение МКПП, останавливай выбор на механике.
После сдачи экзамена на автомате водитель получает водительские права с пометкой «АТ» и может управлять только автомобилями с автоматической трансмиссией.
к содержанию ↑Пройти внутренний экзамен
Когда ты закончишь изучение правил и откатаешь практические уроки, потребуется сдача экзамена школы на теорию и практику. После его успешного завершения можно записываться в Госавтоинспекцию.
Забрать водительское удостоверение
Итак, практика и теория зачтены. Уже можно забирать заветные права.
Как правило, это недолго, но иногда база зависает, и процесс получения затягивается на несколько часов. Будем надеяться, в твоём случае ждать не придётся!
Когда получишь ответы на эти вопросы, то сможешь оценить, насколько комфортно тебе будет учиться в конкретном учреждении, а ещё сколько времени и денег придётся тратить на дорогу до места занятий и возможные перекусы
23 марта 2025
к содержанию ↑Что изменится с 1 апреля 2025 года
Государство внесло изменения в ФЗ «О безопасности дорожного движения» в отношении сдачи экзамена на права. Вот основные положения, которые вступят в силу весной этого года.
Ученикам разрешат чаще ошибаться: можно будет набрать 7 штрафных баллов, а не 5. Если ты дополнительно совершишь 2 мелкие ошибки или одну среднюю, экзамен всё равно зачтут.
Изменятся упражнения на вождении. Например, из упражнения «Остановка и начало движения на подъёме и на спуске» убирается спуск. Теперь ты сдаёшь только подъём в горку. А «обгон и опережение» выполняется, если есть возможность.
Если провалишь с третьей попытки, то пересдать можно в срок не ранее чем через 6 и не позднее 9 месяцев со дня последней неудачи.
На переднем сидении с водителем разрешат сидеть твоему инструктору или экзаменатору из Госавтоинспекции Р Ф. Раньше туда пускали только сотрудника ГАИ.
В перечень документов для выдачи добавится российский СНИЛС. Есть исключение только для иностранных граждан и лиц, которые подают заявление на Госуслугах.
Если у водителя права выданы за границей, а он планирует получить российские, то это можно сделать, просто сдав теоретический экзамен. Это работает при условии, что у водителя есть гражданство или вид на жительство в РФ.
Подробную информацию обо всех изменения в получении российских прав с 1 апреля 2025 года читай в постановлении Правительства Р Ф от 16 октября 2023 года.
к содержанию ↑Как проходит сдача теории в ГИБДД
Теоретический экзамен по вождению — один из этапов на пути к получению водительского удостоверения. Чтобы его сдать, нужно подготовиться, зарегистрироваться и прийти на экзамен.
Регистрация
Кандидат должен явиться в отделении ГИБДД, предоставить паспорт, медицинскую справку, свидетельство об окончании автошколы и СНИЛС. Если вы пришли сдавать на категорию D или BE, то без необходимого стажа вас не допустят.
Экзамен
Экзамен проводится на компьютере и состоит из 20 вопросов по правилам дорожного движения. Они охватывают различные аспекты: дорожные знаки, разметку, правила проезда перекрестков и основы безопасности дорожного движения. На выполнение теста дается 20 минут.
Кандидат отвечает на вопросы, выбирая один правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Допускается сделать не более двух ошибок для успешного прохождения экзамена.
Оценка результатов
Результаты объявляются сразу после завершения теста. В случае успешной сдачи экзамена кандидат допускается к практическому экзамену.
В случае неудачи пересдача возможна через семь дней. После трех неудачных попыток следующая пересдача возможна только через полгода.
Сдать теорию в ГАИ с первого раза вполне реально, если вы хорошо подготовились, рассмотрели все возможные тестовые вопросы и ответы, разобрались в знаках, дорожной разметке и внимательно изучили остальные аспекты.
к содержанию ↑Сдача вождения в ГИБДД
После сдачи теоретического экзамена кандидаты переходят к практической части. Раньше она состояла из двух частей и включала автодром и город. С 1 апреля эти этапы объединили.
Практический экзамен
Экзамен проводится в условиях реального городского движения на дорогах общего пользования. Экзаменатор проверяет умение кандидата соблюдать правила дорожного движения, правильно реагировать на дорожные знаки и разметку, а также безопасно и уверенно управлять автомобилем в условиях городского трафика. Важно следовать указаниям экзаменатора и демонстрировать уверенность и спокойствие за рулем.
Такие упражнения, как параллельная парковка или разворот в ограниченном пространстве, которые ранее надо было показывать на автодроме, выполняются теперь на улицах города. Инспектор оценивает также езду задним ходом и маневрирование в потоке.
к содержанию ↑Маршруты
Инспектор может изменять маршрут во время экзамена, что исключает возможность заучивания пути. Путь включает различные улицы и проспекты, что позволяет объективно оценить навыки вождения кандидата.
Пересдача
- Первая пересдача практического экзамена возможна через 7-60 дней после предыдущей попытки.
- После трех неудачных попыток, пересдача возможна только через 6-9 месяцев. Это касается как теоретического, так и практического экзаменов.
Благодаря нововведениям сдать практику на права стало, с одной стороны, легче, ведь теперь допустимо сделать больше ошибок. С другой стороны, маршруты усложнились, поскольку теперь экзаменатору нужно получить больше информации об умениях и навыках кандидата. Чтобы успешно пройти испытания, нужно еще в автошколе отточить мастерство и вместе с инструктором отработать все возможные маневры на дороге.
к содержанию ↑Как сдать на права с первого раза: советы и рекомендации
Как сдать на права с первого раза — вопрос, который волнует каждого новичка, волнующегося перед экзаменом. Предлагаем несколько полезных советов и рекомендаций, которые помогут добиться положительного результата:
- Ежедневное повторение теоретического материала поможет лучше запомнить правила дорожного движения.
- Пробные тесты в интернете позволят отработать навыки решения экзаменационных билетов и привыкнуть к формату вопросов.
- Обсуждение сложных вопросов с однокурсниками или инструктором способствует лучшему пониманию сложных тем.
- Регулярные занятия на автодроме дают возможность отработать все необходимые маневры: парковку, развороты, змейку. Берите больше часов, если чувствуете себя неуверенно за рулем.
- Много практики в реальных условиях городского движения — ключ к успеху на экзамене по вождению.
Внимательно слушайте рекомендации инструктора и работайте над своими ошибками. Не поддавайтесь панике во время экзамена, старайтесь сохранять спокойствие и уверенность в своих силах. Изучите возможные маршруты, по которым обычно проходит экзамен.
Практикуйте техники релаксации и медитации, чтобы научиться справляться со стрессом.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете повысить свои шансы на успешную сдачу экзамена на права с первого раза. Не задумывайтесь, как легко сдать на права и где найти лояльных инспекторов. Лучше тренируйтесь ездить и больше читайте теории.
к содержанию ↑Изменения в экзаменах
С 1 апреля 2025 года в России вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Эти изменения направлены на улучшение качества подготовки водителей и повышение безопасности дорожного движения. Вот основные нововведения:
- Упражнения на автодроме теперь будут проводиться как часть городского экзамена.
- Теперь на практическом экзамене можно набрать до семи штрафных баллов, тогда как ранее предел был пять.
- Экзаменаторы теперь могут изменять маршруты прямо во время экзамена.
- Кандидаты, лишенные прав за вождение в нетрезвом виде или за отказ от медосвидетельствования, не смогут пересдавать экзамен в течение года после окончания срока лишения.
- При сдаче экзамена теперь требуется предоставлять СНИЛС и нотариально заверенные переводы документов, если они составлены на иностранном языке.
- Процесс обжалования результатов экзамена упрощен благодаря обязательному видеоконтролю. Все видеозаписи хранятся в течение 30 дней, что позволяет более объективно рассматривать спорные ситуации.
3500
выпускников в год
Какие экзамены необходимо сдать на права
Проверка знаний ПДД и навыков вождения проводится в три этапа.
Теория
Ученикам, прошедшим курсы в автошколе, проще, их готовили по билетам и дали необходимую базу знаний. Автоновичкам, которые готовились к тестированию самостоятельно рекомендуется начать изучение билетов за 1-2 месяца до экзамена, а не за день-два.
Теория в ГАИ сдается в электронном формате
Как проводят теоретический тест? Группу экзаменуемых впускают в компьютерный класс. Число учащихся зависит от количества рабочих мест. Вместе со сдающими присутствует один экзаменатор, к которому можно обратиться, если возникли технические неполадки.
В тесте 20 блоков с вопросами и вариантами ответов.
Ошибиться можно дважды. Большее количество неправильных ответов автоматически приводит к «провалу» теории.
к содержанию ↑Экзамен по вождению на автодроме
Если теоретические навыки экзаменующийся показал успешно, его допускают к практике на автодроме. Для получения ВУ отрабатывается стандартная программа вождения:
- разворот;
- задний въезд в бокс;
- «змейка»;
- параллельная парковка;
- эстакада;
- проезд регулируемого перекрестка.
Автодром для проверки навыков вождения
Упражнения и их последовательность назначает экзаменатор-инструктор.
За каждую ошибку начисляются штрафные баллы. Если баллов более пяти, экзамен не сдан и к следующему этапу ученик допускается только после успешной переэкзаменовки.
к содержанию ↑Практические навыки езды в населенном пункте
Сдать экзамен на права с первого раза на этом этапе поможет заблаговременное изучение предстоящего маршрута. Все маршруты разработаны заранее. Они перечислены на сайте госуслуг ГИБДД.
Чтобы просмотреть список направлений, необходимо зарегистрироваться на портале и найти подразделение, в котором сдается экзамен.
На экзамен, согласно действующему регламенту, выделяется 20 минут, ученика сопровождает инструктор.
Если вы прошли все три этапа экзамена без штрафных очков или с допустимым количеством ошибок, права можно будет получить в отделении ГИБДД в течение 3-х дней.
к содержанию ↑Рекомендации ГИБДД: как сдать экзамен на вождение с первого раза
Стереотип о «предвзятости» сотрудников дорожной полиции — основная причина нервозности будущих водителей. На самом деле инспектор заинтересован в благоприятном исходе экзамена не менее испытуемого. Чем грамотнее водитель, тем меньше проблем на дорогах.
Поэтому представители ДПС дают такие советы новичкам:
Учите правила ПДД, а не билеты
Ошибки в теоретических тестах — следствие неграмотной подготовки. Человек начинает запоминать правильные ответы на вопросы, вместо того, чтобы выучить ПДД и делать необходимые в конкретной ситуации выводы. Разобраться в правилах и обозначениях легче, чем заучивать.
Если следовать принципу обозначение/действие, вы не только проще усвоите теорию, но и спокойнее сдадите практику.
Ничего «сверхъестественного» в билетах не будет. А чтобы удостовериться в своих знаниях, можно пройти предварительное онлайн-тестирование на сайте ГИБДД.
Не забывайте о практике во время прохождения курсов
Под «практикой» подразумевается езда на автодроме, по городу с инструктором на учебной машине. Пытаться водить собственную/папину машину по населенному пункту даже при отсутствии пешеходов и транспорта категорически запрещено. Необходимость практиковаться не освобождает от ответственности за вождение без прав.
Что грозит за езду без ВУ – описано в этой статье (ссылка на «Езда без ВУ»)
Один из способов «подтянуть» практику — виртуальное вождение
к содержанию ↑Заранее изучите маршруты движения по городу
На езду с инструктором в автошколе есть определенный лимит. Но никто не мешает договориться со специалистом на внерабочее время за дополнительную плату. Распечатайте маршруты, регламентированные вашим подразделением ГИБДД, изучите их особенности в теории, а потом «прокатитесь» по ним 2-3 раза, чтобы автоматизировать навык.
Стоимость вождения с инструктором зависит от маршрута. Ориентировочные цены на учебные поездки по Москве 800-130 рублей, в Екатеринбурге 700-1200 рублей, в Воронеже до 1000 рублей. Цены указаны за час вождения с инструктором.
Узнать актуальные расценки на услуги автоинструктора можно набрав в поисковом окне “автоинструктор (свой город)”
к содержанию ↑Не полагайтесь на память, записывайте советы инструктора
Ошибки на первых порах неизбежны. Инструктор обязан разъяснить новичку, где и почему тот ошибся.Задача водителя записать совет, чтобы не наступить на те же грабли дважды.
Не поддавайтесь на провокации
Даже опытный водитель может ошибиться, неукоснительно соблюдая требования инструктора. Например, отреагировать на команду «остановиться» и стать под запрещающим знаком или на мосту. Результат: штрафные баллы и переэкзаменовка.
Обратите внимание на одежду и обувь на время практики
Этот совет больше касается девушек. Красота (при) на экзамене (на) по вождению не главное. Каблуки и короткая юбка, несомненно, понравятся инструктору как мужчине, но не как специалисту.
Соответственно, красивые ноги никак не скажутся на результатах экзамена, если из-за неудобной «экипировки» вы нарушите правила. Брюки, обувь на удобной подошве и верх, не сковывающий движения — оптимальная одежда для практики вождения.
Мобильник, кошелек, ключи и другие мелкие предметы раскладывайте по карманам. Сумочку, папку или барсетку легко забыть в машине.
А поскольку практику на одном автомобиле за день проходят десятки учеников, есть риск, что к концу смены вы не найдете пропажу.
к содержанию ↑Сдавайте экзамен в первых рядах
Ожидание выматывает, тем более, если в рядах, ожидающих есть «неудачники», готовые поделиться опытом, как их «завалили». Не ждите. Экзаменаторы любят смелых. К тому же, на свежую голову лучше вспоминаются ПДД.
Наиболее распространенные ошибки: как избежать переэкзаменовки
Рейтинг «проколов» при сдаче на права взят на основании опросов экзаменаторов. Итак, где же ошибаются автоновички? Как ни странно, ошибочные действия выявляются в мелочах экзаменуемый:
- Забывает пристегнуть ремень.
- Стартует, не определив, в каком режиме находится коробка передач.
- Поздно или рано меняет скоростной режим.
- Забывает вовремя включить «поворотники».
- Превышает скорость.
- Неправильно перестраивается на полосе.
- Не уступает дорогу участникам дорожного движения.
Любая из этих ошибок — гарантия, что с первого раза экзамен в ГАИ не будет сдан. Согласно ПДД, возможны исключения, при которых нарушение может быть оспорено. Например, запрещенными не считаются:
- остановка с левой стороны на дороге с односторонним движением;
- парковка у правой обочины, если машины стоят в один ряд;
- остановка на тротуаре, если в наличии знак «Парковка с табличками».
Если автоновичок докажет инструктору свою правоту, штрафные баллы не начисляются. Оспорить предвзятость экзаменатора реально: для этого учебные машины оснащены камерами видеонаблюдения и диктофонами. Впрочем, такое оснащение защищает и инструктора, если ученик решит обвинить его в некомпетентности и злом умысле.
к содержанию ↑Выбрала время года для учёбы в автошколе
- практические занятия будут проходить в гололёд, снег, плохую видимость. Учиться будет тяжелее, но рядом будет инструктор, а я получу опыт вождения в плохих погодных условиях;
- если сдам экзамены с первой попытки, то получу права весной. До того как наступит зима, у меня будет время до сдачи попрактиковаться в вождении уже без инструктора.
Отучилась в автошколе
Практика
Выбрать инструктора у меня не получилось, но в итоге была довольна тем, к кому попала. Мой инструктор не кричал, не делал ничего вместо меня и если что-то не получалось, терпеливо объяснял, в чём ошибка, давал советы по управлению.
На первом занятии каталась только на автодроме. Глохла очень часто, потому что мне было тяжело понять, насколько быстро нужно отпускать педаль сцепления и когда начинать давить на педаль газа. Второе занятие по вождению тоже прошло на автодроме — я начала учиться объезжать препятствия и отрабатывать экзаменационные упражнения.
На третьем занятии мы с инструктором выехали в город.
На практических занятиях столкнулась с такими трудностями:
- на первых занятиях температура воздуха была около нуля и я приходила в обуви с тонкой подошвой. Потом похолодало — я пришла в зимней обуви с толстой подошвой, и мне тяжело было чувствовать педали, из-за чего машина часто глохла. После этого в морозы приносила с собой осенние сапоги и переобувалась на практические занятия;
- первое вождение в городе пришлось на солнечный день. Солнце светило мне в глаза — не замечала дорожных знаков, не видела сигналов светофора. После этого стала носить с собой солнцезащитные очки;
- я боялась перестраиваться в другую полосу — мне казалось, что машины, которые едут по соседней полосе, врежутся в меня. Безопасную дистанцию стала чувствовать только с часами практики. Ещё страх стал меньше, когда поняла, что водители замечают знаки учебной машины и стараются пропускать меня.
Стоить помнить о том, сколько будет длиться практический экзамен на площадке: после выполнения элементов на площадке экзаменуемый по новым правилам сразу выезжает в город.
Сдала внутренний экзамен в автошколе
Тестирование проходила вся группа сразу, практику некоторые ученики пересдавали, но сдали все.
Практику сдала с первого раза, но за рулём чувствовала себя неуверенно.
У меня плохо получалось:
- трогаться на подъёме;
- заезжать в бокс задним ходом;
- выполнять упражнение «параллельная парковка».
Ещё мне хотелось дополнительно проехать по возможному маршруту сдачи экзамена инспектору МРЭО в городе — там ездила за рулём всего два раза. Я оплатила несколько дополнительных часов практических занятий и договорилась с инструктором, что будем заниматься вождением именно на площадке отделения ГИБДД и по дорогам, на которых принимают экзамен.
к содержанию ↑Пришла на сдачу экзамена в МРЭО
Тестирование
На тестировании мне было легко, я не боялась сдачи экзамена в ГИБДД. Кроме тренировок, в прохождении тестов мне помогло то, что преподаватель разбирал с нами возможные вопросы, которые не всегда понимают верно.
Практическая часть экзамена на автодроме
Когда я заканчивала автошколу, ещё нужно было сдавать экзамен на автодроме.
Ученики моей группы, которые сдавали практику вместе со мной, допускали такие ошибки:
- не пристёгивали ремень безопасности;
- забывали снять ручник;
- слишком быстро ехали, стараясь показать свои навыки. Из-за этого ошибались даже те, кто до учёбы в автошколе учился водить машину и чувствовал себя уверенно за рулём.
На автодроме допустила одну незначительную ошибку при параллельной парковке, которая не помешала сдать первый этап практического экзамена.
к содержанию ↑Практическая часть экзамена в городских условиях
В машину сдавать села я, инструктор, инспектор ГИБДД и ещё один из учеников нашей автошколы. Перед тем как трогаться, поправила боковые зеркала и зеркало заднего вида.
Инспектор сказал, что на определённом этапе он попросит меня поменяться с другим учеником местами: я передам управление и пересяду на заднее сиденье. Примерно на середине пути он попросил остановиться «примерно в районе вон той остановки». Я ответила, что остановлю, только проеду 15 метров, как и положено.
Инспекторы иногда дают провокационные задания, например, просят развернуться «где-нибудь тут», когда нужно ещё немного проехать, чтобы не пересечь двойную сплошную, «притормозить где-то возле моста», чтобы проверить знание правил.
В последней части экзамена у меня не было ошибок, и инспектор сказал, что всё сдала и могу приходить за водительским удостоверением.
к содержанию ↑Найти хорошую автошколу
дал пару советов
В нашей автошколе давали теорию сверх теста. То есть более человеческие, житейские знания о вождении, которые помогают не столько тест пройти, сколько понимать, как мыслят опытные водители. На практике такое не всегда разберешь.
У нас вся доска всегда в схемах была.
Так что все зависит от автошколы. Я бы рекомендовал искать хорошую и обязательно посещать занятия.
применяла знания за рулем
Наш преподаватель не только рассказывал правила, но и разбирал сложные и спорные случаи, где включается человеческий фактор. Дело было давно, но я помню, что в первый год вождения мне его советы ой как пригодились. За 36—72 часа практики этого и близко не узнаешь.
Именно поэтому теория с преподавателем очень полезна.
Способ № 2
к содержанию ↑Решать билеты после лекций
хорошо подготовилась к экзамену
Я слушала лекции в автошколе и после занятия прорешивала пройденную тему. Когда теория закончилась, на расслабоне проходила, может, билетов 10—15 в неделю. Дня за три до экзамена уже прорешивала все билеты вечерком раза по два, чтобы просто вспомнились.
Но это уже было для собственного спокойствия, так как все знала. На билет уходило чуть ли не по три минуты максимум.
Способ № 3
к содержанию ↑Разобраться в ПДД, а не заучивать их
сдал экзамен с первого раза
Моя школа сотрудничает с другой, которая преподает теорию онлайн. Поэтому всю теорию я изучал в цифровом варианте. Заучивать билеты не пытался — сразу хотел разобраться во всех правилах дорожного движения. Сдал теорию с первого раза.
знает, что рекомендовать
Я два раза сдавал теорию. В первый раз просто скачал приложение с билетами на телефон и тупо запоминал правильные ответы. Пара месяцев практики — и вуаля! Экзамен сдан без ошибок.
Во второй раз схема была такая же , но я хотел разобраться и понять, что и как. Без понимания ПДД ездить будет очень тяжело, особенно новичкам. Я купил тоненькую книжку с правилами, но понять их с первого раза не смог.
Пришлось перечитывать. К счастью, у Тинькофф Журнала есть очень хороший курс для начинающих водителей. Рекомендую 🙂
В совокупности с приложением на телефоне я успешно сдал теорию — 20 вопросов и ни одной ошибки за 2 минуты 40 секунд. Так что старайтесь действительно понять ПДД. Логика в них есть.
Способ № 4
к содержанию ↑Сначала заучить, а потом разобраться
Мартышка и очки
осознала все на практике
Я просто потратила две недели жизни в приложении. Ела — решала, ходила в ванную — решала. Перед сном и утром, в обед и после работы. Сдала за три минуты, так как все темы были пройдены от и до.
Потом уже спокойно разбирала темы с помощью уроков на «Ютубе». А когда получила права, неделю пучила глаза на дороге. На пассажирском со мной всю неделю ездил человек с большим опытом и стажем.
Не считаю, что необходимо сразу понимать и осознавать билеты. Имхо, на дороге все равно учишься всему заново так или иначе.
Способ № 5
Следующая