Как стать капитаном корабля

Во все времена фигура капитана судна была окружена ореолом таинственности, романтики, загадочности. Португальские моряки говорят, что на судне капитан первый после Бога. Хороший капитан – в первую очередь хороший менеджер.

Он должен уметь хладнокровно мыслить, проявлять дипломатию, быстро принимать решения, умело руководить экипажем.

Кто такой капитан и за что он отвечает?

  • судовождение;
  • принятие мер для обеспечения безопасности плавания;
  • организация закупки продовольствия, заправки горючим;
  • согласование времени прибытия в порты;
  • предотвращение загрязнения морей;
  • организация аварийно-спасательных работ при получении сигнала бедствия с другого корабля;
  • документальное оформление аварийных событий и их предварительное расследование;
  • обеспечение высокого уровня сервиса для пассажиров, сохранности грузов;
  • контроль содержания судна и судового оборудования в надлежащем виде;

При эвакуации капитан покидает борт последним, забирая судовой журнал.

Необходимые личностные качества: сильная воля, коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, пунктуальность. Капитан пассажирского судна должен иметь презентабельную внешность и хорошие манеры.

Главный руководитель разбирается во всем, от технического устройства судна и оборудования до юридических нюансов.

к содержанию ↑

Образование и другие необходимые условия, чтобы стать капитаном

Что нужно предпринять, чтобы стать капитаном? Образовательные требования определяются соответствующим приказом Мининфраструктуры Украины: для получения диплома на звание капитана дальнего плавания нужен уровень магистр. Теоретически такое же право дает диплом бакалавра, но на практике, из-за разночтений в законе “О высшем образовании” приходится получать магистерскую степень.

Длительность обучения составляет 4 года для будущих бакалавров и еще дополнительно 1,5-2 года для магистров. Минимальный проходной балл на специальность “Управление судовыми системами и комплексами” в 2025 году в среднем составил 153,163.

Специальность в высших учебных заведениях для капитанов называется судовождение. По окончании профильного ВУЗа идет накопление практического опыта.

Для присвоения звания капитана дальнего плавания необходим полуторагодовой стаж на морских судах дальнего плавания более 500 тонн старшим помощником.

Стандартные требования к соискателям на высшую командную должность:

  • действующий диплом;
  • действующее морское свидетельство;
  • возраст до 50-ти лет;
  • опыт работы – более трёх лет;
  • отсутствие вредных привычек.

В разных крюинговых агентствах требования могут отличаться.

У капитана должен быть хороший разговорный, письменный, деловой английский, чтобы работать с документами, понимать, что подписываешь, знать специализированные термины. Как правило, вузовский уровень нужно усиливать самостоятельными занятиями.

В зависимости от полученного образования и опыта, капитан может работать на пассажирских, грузовых, промысловых судах.

к содержанию ↑

Плюсы и минусы профессии

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Иностранные судовладельцы охотно берут на капитанские должности украинских специалистов из-за высокой компетентности, исполнительности, ответственности.

Высокие гонорары – большой плюс профессии. Однако важно понимать, что работа является сложной. Капитан имеет всю полноту власти на судне, и соответственно, такую же долю ответственности.

Людям, которые решили связать свою жизнь с этой профессией, должны быть готовы к любым трудностям, неожиданностям.

Многие старпомы и младшие офицеры не идут на повышение, так как не умеют работать с людьми. Они могут быть прекрасными специалистами, однако не умеют командовать, а это необходимое качество.

Новости по теме:   Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекапо Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

Тех, кто готов преодолеть трудности, ждут достойная оплата труда, опыт международного общения, престиж, уважение.

к содержанию ↑

Как стать капитаном и начать ходить на яхте

Чтобы начать ходить под парусом в любой точке мира, необходимо пройти обучение на капитана и сдать экзамен. Здесь мы расскажем, что входит в программу курсов, какими бывают международные лицензии и в чем их различие

В статье речь пойдет про любительский яхтинг и аренду парусных яхт в мире и России. Профессия капитана коммерческого судна — другое дело. Тем, кто хочет связать карьеру с морем, необходимо проходить специальное обучение в государственных организациях

к содержанию ↑

С чего начать будущим капитанам яхт

Как правило, интерес и желание получить права на управление яхтой, появляются после первого плавания в составе экипажа. Если вы пока не участвовали в морском путешествии, то начать советуем именно с этого. Присоединиться в организованное приключение и почувствовать на собственном опыте, что же такое поход на яхте, будет отличным решением.

После самостоятельного опыта вы сразу будете представлять, как выглядит быт на яхте, как проходит морской поход и иметь общее представление о роли капитана. И в итоге сможете точно понять, лежит ли у вас душа к управлению яхтой, а возможно вам просто понравятся парусные приключения в составе команды с возможностью больше отдыхать – ведь капитан это дополнительные обязанности и ответственность во время путешествия

к содержанию ↑

Виды прав на яхту

В мире существуют ряд организаций, выдающие международные права на управление лодками. Их основные отличия:

распространенность (в каких регионах и как легко их принимают компании, сдающие лодки;отсутствие/необходимость проходить регулярные практики в море после получения прав;

какие возможности есть у капитана на первом уровне прав (возможность ходить ночью и дальность от берега);

распространенность школ, выдающих конкретный вид лицензии

Самыми популярными лицензиями в мире являются: ISSA, RYA, IYT

Сразу скажем, что Россия одна из единичных стран, которая не принимает международные лицензии. Для управления лодкой в России необходимо получить российские права под названием ГИМС – о них мы напишем ниже

;ISSA;RYA;IYT

Длина судна;до 24 метров (78 футов);до 24 метров (78 футов);до 24 метров (78 футов) Время выхода в море;день/ночь;день;день Удаленность от берега;до 20 морских миль;до 20 морских миль;до 20 морских миль Акватория;страны Европы, Турция, США, Канада, некоторые чартеры Хорватии не принимают документ – проверьте правила, если отправляетесь в эту страну;акватория Великобритании, после Brexit практически не действуют в Европе.;США, страны Европы. Могут возникнуть проблемы в Греции – понадобится дополнительный сертификат, позволяющий выходить в море ночью. Дополнительный сертификат VHF;есть;зависит от школы;зависит от школы Срок действия;бессрочные;бессрочные;5 лет

В дополнении к лицензии шкипера, в некоторых странах дополнительно могут потребовать сертификат, подтверждающий владение правилами международной радиосвязи на море (VHF), но подавляющая часть школ сразу предлагает получить его.

International Sailing School Association (ISSA)

ISSA — британская ассоциация, права которой на данный момент являются наиболее универсальными для путешествий по всему миру. Организация выдает бессрочные лицензии, которые не нужно продлевать. Выходить в море можно и днем, и ночью уже на первом уровне прав (однако некоторые регионы и чартерные компании ограничивают хождение ночью вне зависимости от вида лицензии – это необходимо уточнять на месте при аренде лодки).

Чартерные всех акваторий принимают ISSA – единственная страна, где могут быть трудности с некоторыми чартерными – это Черногория. В остальных акваториях вы скорее можете столкнуться с отказом из-за нехватки опыта и отсутствия sailing resume – но об этом мы расскажем в статье «Как взять в аренду первую лодку»

Royal Yachting Assosiation (RYA)

RYA – одна из старейших и самых уважаемых видов лицензий в узком кругу яхтсменов. Это британская ассоциация с впечатляющей историей: она была основана в 1875 году. Ее школы есть во многих странах, программы сертифицированы, а качество обучения не вызывает вопросов.

Новости по теме:   Школьная жизнь: колонка в школе, музыка на перемене, законность вопроса, отказ директора от конца года, учет для заучей и правы ли они

Основной минус до недавнего времени: обучение ведется только на английском языке.

Права этой школы до недавнего времени признавались почти во всех странах, но ситуация изменилась после выхода Британии из Евросоюза. Сейчас ни одна чартерная компания в мире не дает в аренду яхту обладателем лицензий этой школы (исключение – если у вас британский паспорт и вы в Англии), поэтому от обучения в этой школе лучше отказаться. Всем, у кого были данные права, пришлось проходить аккредитацию в других школах вне зависимости от размера их опыта.

International Yacht Training (IYT)

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

IYT — канадская организация, также располагающая школами по всему миру. Как и в ISSA, в школах обучение ведется на местном языке, а международная морская терминология входит в курс.

Документы признаются подавляющим большинством стран Америки и Европы, но несмотря на это лицензия проигрывает ISSA. В 2013 году организация перестала выдавать бессрочные права, теперь обновлять их нужно каждые 5 лет и при этом регулярно платить членский взнос: именно поэтому школа теряет свою популярность и эту лицензию можно редко встретить – в основном ее получают в США и Канаде.

Кроме того, первый уровень лицензии действует только на дневные выходы в море, а для ночных переходов необходимо дополнительное обучение после «нахождения» определенного количества миль. По этой причине лицензию не принимают в ряде популярных акваторий, например в Греции — чтобы выходить из портов этой страны, требуется право управления судном ночью. Придется получать дополнительный платный сертификат или отдать предпочтение документам от другой школы

Мы будем рады ответить на ваши вопросы или помочь в организации путешествия

Задать вопрос

Все международные лицензии капитана не похожи по принципу действия на водительское удостоверение. Они не столько дают права на управление, сколько подтверждают ваши навыки перед чартерными (компаниями, сдающими в аренду лодки) и страховыми организациями – то есть необходимы для того, чтобы снять яхту в аренду.

Если вы имеете собственную лодку, то в ряде стран вам права не нужны – если при этом вы не хотите ее застраховать

ГИМС (российские права)

Чтобы стать капитаном яхты в России, нужно пройти обучение в ГИМС. Это государственная инспекция по маломерным судам, без ее лицензии плавать по водам РФ запрещено. Также организация занимается регистрацией катеров, лодок и т.д.

Важно: права ГИМС — внутреннее государственное удостоверение. С ними арендовать яхту в других странах не получится

Будущим капитанам для получения ГИМС нужно:

к содержанию ↑

Миша, привет! Как и зачем ты получил капитанские права?

Начну с предыстории. Года четыре назад я впервые соприкоснулся с яхтингом. Сплавал в путешествие с увлеченными этим делом знакомыми и понял, что это не какая-то лакшери история, а вполне реальная возможность для любого человека проводить отпуск с друзьями.

Потом у меня был большой перерыв, и под парус я вернулся только через два года на новогодней регате на Сицилии. Я уже гонял с тусовкой «Силы ветра» и понял, что хочу погрузиться в этот мир поглубже: доплыть туда, куда нельзя дойти, и увидеть мир с другой стороны. Я этим заразился!

Спустя некоторое время в Петербурге, где я жил, открылось отделение «Силы ветра» – так я решил, что пришло время обзавестись правами и превратить свои отпуска в захватывающие мореплавания.

Для меня яхтинг – история не про спорт, но про авантюры , проверку своих возможностей и познание себя. А выход в море – важное для меня преимущество, ведь даже при переезде в Петербург мне было очень важно, что через Финский залив можно попасть в Балтийское море. Теперь я живу в Барселоне и до моря можно дойти пешком, а море – это стихия силы.

Новости по теме:   Какие работники относятся к административно-техническому персоналу
к содержанию ↑

Сдавать на права тяжело? Прямо как вождение?

Получение прав – постоянные качели и очень рискованное испытание. Сначала ты думаешь: «Как все легко!». А потом понимаешь: «Вообще нет».

Сначала я закончил теоретические курсы в Петербурге. Так как с яхтингом не сталкиваешься в обычной жизни, то пришлось вспомнить уже забытые со временем вещи . Например, школьную географию, метеорологию, физику, учить термины.

Тут мне помог опыт матроса: я уже участвовал в круизных регатах, примерно понимал устройство лодки и знал, как что называется.

Сдав теорию, получил доступ к практике. В феврале прошлого года мы поехали сдавать экзамен в Турцию как раз накануне локдауна, так что на обратном пути в аэропорту нас встречали люди в масках и с термометрами.

к содержанию ↑

– Почему именно Турция?

– После теоретической части мне было все равно куда ехать сдавать практику, и я увидел, что у «Силы ветра» открыта запись на практический курс в Турции. Кроме того Турция – очень привлекательная страна. Да, есть ее типичное восприятие с рынками и пахлавой, а есть другое – когда ты изучаешь страну с моря.

Дальше экзамен – недельная учебная регата , то есть не быстрый формат сдачи на водительские права. Все эти семь дней инструктор давал упражнения на отработку практических навыков, мы их выполняли.

Каждый день сдавшие определенный маневр менялись ролями: один был рулевым, другой – штурманом, выполняли все сложные роли на яхте. И прорабатывали разнообразные сценарии: переходы, прокладывание маршрута, швартовки, спасение утопающего.

По результатам недели инструктор выделял тех, кто наиболее уверенно себя чувствует, и давал добро на получение прав. В нашей группе сдали все , и после экзамена мы пошли в ресторан на берегу, чтобы это дело отметить.

Само получение прав было довольно формальным: по почте пришли в офис «Силы ветра», откуда я их и забрал. Это уже было во время карантина, так что процедура вручения немного поменялась.

к содержанию ↑

После получения прав ты путешествуешь один или с командой?

В ноябре мы с друзьями снова полетели в Турцию, где начали путешествие трех капитанов : все мы получили права, но огромным опытом пока не обладали.

Мы плавали неделю, отрабатывали все приемы без инструктора, сами планировали маршрут.

Потом я, вспомнив детство, купил небольшую лодку с мотором и покатал на ней папу – я был в роли дачного речного капитана!

Ближайшей весной планирую взять лодку уже самостоятельно : капитан будет один (то есть я, а не трое, как в предыдущем путешествии), а выбор места будет зависеть от нескольких факторов – с кем поеду и в какое место захочет команда.

Конечно, я могу просто сесть на велосипед, доехать до порта Барселоны и взять лодку там, но вряд ли все мои ребята доедут. Скорее всего, отправлюсь снова в Турцию , из Испании и из России туда долететь проще всего. Плюс есть вариант и с Кипром, где в марте обещают открыть границы.

Следующая
РазноеЧто делать, если не забрал посылку с почты: оплата, отзывы и последствия

Добавить комментарий