Как стать преподавателем без педагогического образования

Профессиональным стандартом определен круг лиц, которые не допускаются к работе в школе. Вот законные основания для отказа в трудоустройстве:

  • наличие судимости;
  • отстранение по решению суда от педагогической деятельности;
  • официальное признание недееспособности;
  • наличие определенных серьезных заболеваний.

Также уволят и уже работающего преподавателя, если возникла или была выявлена одна из причин, служащих основанием для отстранения от работы в школе.

Перечень лиц, которым запрещена педагогическая деятельность, определен статьей 331 Трудового Кодекса.

к содержанию ↑

Что нужно знать о профессиональной переподготовке

Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.

На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов.

Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.

Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.

Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.

В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:

  • очную;
  • заочную;
  • смешанную — очно-заочную;
  • дистанционную.

Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.

Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.

Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.

к содержанию ↑

Легко ли найти работу

Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.

В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.

А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.

к содержанию ↑

Преимущества и недостатки профессии

3 причины стать педагогом

  1. Общественное признание и уважение учеников. Учитель — авторитет и пример для своих учеников, который наравне с родителями прививает моральные качества, воспитывает характер и помогает ребенку построить необходимый фундамент для дальнейшей реализации в жизни.
  2. Продолжительный отпуск. Официальный отпуск учителей составляет 56 дней и всегда приходится на лето. Преподаватели могут наслаждаться пляжным и дачным отдыхом одновременно с коллегами, не ругаясь из-за графика отпусков.
  3. Возможность дополнительного заработка. Сегодня за знания люди готовы дорого платить. Поэтому учителя могут после основной работы заниматься репетиторством и получать ощутимую ежемесячную прибавку к зарплате.
к содержанию ↑

Недостатки профессии

  1. Невысокая зарплата. Учитель в России — не самая высокооплачиваемая работа. Особенно это касается государственных школ. В частных гимназиях и лицеях, вузах и колледжах размеры выплат значительно больше.
  2. Необходимость следовать образовательным стандартам. Творческая составляющая профессии преподавателя на практике зачастую почти полностью теряется под воздействием образовательных стандартов, необходимости заполнять отчеты и вести учебные планы. Большая часть рабочего времени уходит не на преподавание, а на канцелярскую работу.
  3. Повышенная эмоциональная нагрузка. Стресс и психологическое напряжение — верные спутники учителя. Быть преподавателем очень сложно, так как приходится нести ответственность за учеников, не срываться на непослушных детях, быть тактичными и вежливыми в любой ситуации.
Новости по теме:   Образец заявления на выдачу справки 2-НДФЛ
к содержанию ↑

Что нужно, чтобы стать педагогом?

Чтобы работать учителем, нужно иметь соответствующий диплом. Но не менее важно обладать определенным набором личностных качеств. Иначе работа преподавателя будет угнетать и со временем приведет к профессиональному выгоранию или депрессии.

Качества, необходимые для учителя:

  • терпение;
  • любовь к детям;
  • внимательность;
  • ответственность;
  • устойчивость к стрессу;
  • потребность делиться знаниями;
  • желание работать с детьми, помогать им.

Так часто случается, что выпускники педагогических ссузов и вузов, уже получив диплом и пройдя практику в образовательном учреждении, обнаруживают, что данная работа им не подходит. Причина кроется обычно в отсутствии вышеперечисленных качеств в человеке, которые и позволяют получать удовольствие от этой профессии.

к содержанию ↑

Как стать профессиональным педагогом?

Требования к диплому педагогов в Российской Федерации регламентируют следующие нормативные акты:

  • ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • Приказ Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
  • Письмо Министерства Просвещения РФ № ТС-817/08 от 28.03.2019 г.

Рассмотрим каждый случай подробнее.

Как стать воспитателем?

Работать в ДОУ на должности педагога дошкольного образования, согласно профстандарту педагога , могут специалисты:

  • получившие среднее профессиональное (СПО) или высшее образование (ВО) в области «Образование и педагогические науки»;
  • имеющие СПО или высшее непрофильное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в ДОУ.

Как стать педагогом в школе?

По профессиональному стандарту педагога , работать учителем начальных, средних и старших классов могут специалисты:

  • имеющие СПО или ВО в области преподаваемого предмета (например, биолог может преподавать биологию);
  • имеющие СПО или ВО по специальности в рамках направления «Образование и педагогические науки»;
  • имеющие любое СПО или ВО и прошедшие профессиональную переподготовку по педагогической деятельности.

Таким образом, для того, чтобы работать в школе, можно на выбор:

  • получить диплом педагогического колледжа или техникума;
  • закончить педагогический вуз или педагогический факультет;
  • получить второе ВО по программе специалитета или магистратуры;
  • пройти профпереподготовку.

Первые два варианта подходят выпускника школ, последние — людям, которые уже имеют базовое профессиональное образование.

к содержанию ↑

Как стать педагогом в колледже?

Чтобы преподавать в среднем профессиональном учебном заведении, нужно иметь ВО по направлению преподаваемого предмета. При этом второе высшее по педагогике получать не обязательно, достаточно пройти профессиональную переподготовку по этому профилю, чтобы соответствовать требованиям профстандарта .

Часто колледжи и техникумы принимают на должность преподавателей специалистов без педагогического образования, но обязывают их получать необходимую «корочку» в процессе работы.

к содержанию ↑

Как стать педагогом в вузе?

Работать преподавателем в вузе можно и без педагогического образования. Главные условия — наличие ВО по преподаваемому предмету и год стажа в общеобразовательном учреждении. Последнее условие не обязательно, при условии, что преподаватель имеет степень кандидата наук по данному предмету или получил профессиональное педагогическое образование после вуза.

На практике большинство преподавателей медицинских и технических университетов не имеют диплома педагога. Педагогическую подготовку для них составляет теоретический курс по педагогике и психологии в аспирантуре.

к содержанию ↑

Как стать педагогом дополнительного образования?

Раньше секции и кружки могли вести те специалисты, у которых был практический опыт в данном направлении и даже просто энтузиасты. Сегодня педагоги дополнительного образования должны получить профессиональные знания и диплом на право заниматься подобной деятельностью. Выучиться на преподавателя можно в вузе или центре ДПО, пройдя профпереподготовку.

Как стать педагогом без педагогического образования?

Мы подробно рассмотрели требования к педагогам различных категорий и увидели, что без педагогического образования можно преподавать в вузах и школах. Однако на практике стать школьным учителем без диплома по «педагогике» вряд ли получится. Слишком большая ответственность лежит на школьном учителе.

Поэтому руководство школ не спешит принимать на работу соискателей без соответствующего диплома.

Самый простой и быстрый способ получить педагогическое образование — пройти курсы профпереподготовки в центре ДПО. Сегодня учиться можно не только очно или заочно, но и полностью дистанционно, через интернет.

к содержанию ↑

Как стать педагогом без образования?

Совсем без образования педагогом стать не получится. Но имея в наличии диплом о любом СПО или ВО, можно пройти курсы профпереподготовки за срок от 3-х месяцев. По окончании обучения слушатели получат бессрочный диплом, который дает право на педагогическую деятельность.

Получить квалификацию учителя или преподавателя в короткие сроки и стать педагогом помогут курсы профессиональной переподготовки в лицензированной организации ДПО.

к содержанию ↑

Курсы профпереподготовки в «АСТ»

«Академия Современных Технологий» имеет государственную лицензию в области дополнительного профессионального образования. Готовые курсы по педагогике длятся от 252 часов. Пройти такое обучение можно всего за 1,5 месяца, занимаясь по 6–8 часов ежедневно.

Преимущества онлайн-курсов в «АСТ»:

  • собственный график занятий;
  • полностью удаленный формат обучения;
  • легитимный диплом с занесением данных в ФИС ФРДО;
  • круглосуточная техподдержка и связь с персональным куратором;
  • начало учебы в любой рабочий в течение 2–3 дней после оплаты программы.
к содержанию ↑

Учитель по зову сердца: как стать педагогом без профильного образования?

14:06 ср, 05 октября, 2016

Учительство и учителя известны с древнейших времен человечества, и сегодня профессия педагога — одна из самых распространенных. Значение этой профессии сложно преувеличить: все специальности мира зависят от человека, который решил посвятить свою жизнь педагогике, поскольку все — и простой рабочий, и врач, и кинозвезда, и политический деятель начинали свое образование со школьной скамьи. Тем не менее, путь в школьную учительскую или за лекционную кафедру в вузе не так уж тернист.

Город+ выяснил, кто может стать преподавателем и какими профессиональными навыками должен обладать педагог?

Право преподавать

Для всех, кто чувствует в себе силы и желание обучать серьезно, а не «чему-нибудь и как-нибудь», следует для начала изучить юридическую сторону дела. Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается государством и чётко прописано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.09.2016). Статья 46 гласит, что правом преподавать обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.

Важное условие – необходимо отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.

Соответственно, наличие профильного – педагогического – образования не является обязательным.

Фото: vm.ru

к содержанию ↑

Не допускаются к преподаванию

Есть несколько категорий граждан, которые не могут быть допущены к преподаванию:

• лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

• имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

• признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

• имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Заболевания, которые не позволят исполниться мечте о преподавании, перечислены в перечне медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Кроме того, при устройстве на работу и в течение своей трудовой деятельности преподаватель обязан проходить медицинские осмотры — это указано в статье 48 закона «Об образовании в Российской Федерации».

к содержанию ↑

Квалификационные требования и профстандарты

В Едином квалификационном справочнике должностей (ЕКСД) указано следующее требование к должностям учителя и преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом требования к стажу работы не предъявляются.

Это означает, что даже лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии школы могут быть назначены на соответствующие должности. Например, если человек окончил вуз и получил степень бакалавра по химии, а затем работал на химкомбинате, он может спокойно работать в школе учителем химии. Очень часто в школе не хватает реальных преподавателей-практиков, которые изучили вопрос «изнутри» и спокойно оперируют не только теорией, но и кейсами из своего профессионального опыта.

Кроме того, можно стать и преподавателем-практиком в университете — например, на факультете журналистики практические занятия часто ведут журналисты, для которых работа в газете является основным заработком, а образование при этом может быть далеко не педагогическим и даже не журналистским.

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты к претендующим на должность педагога в образовательном учреждении. Полный перечень профстандартов перечислен в справочнике.

Фото: vdv-dubna.ru

к содержанию ↑

Переквалификация

Несмотря на то, что путь к карьере педагога относительно простой, работодатель охотнее примет на работу соискателя, имеющего квалификацию преподавателя. Существует множество курсов переподготовки и переквалификации на базе высшего образования, пройдя которые, вы получите сертификат и гораздо больше шансов устроиться на желаемую работу. Например, в РГПУ им.

Герцена работают очные и очно-заочные курсы, позволяющие в сжатые сроки овладеть профессией преподавателя английского языка, музыкальных дисциплин, изобразительного искусства и т.д. Подобные курсы обычно реализуются на базе университетов, а также в формате дистанционного обучения. Как правило, обучение на курсах переподготовки длится от 3 месяцев до года.

к содержанию ↑

Педагогические вузы

Если вы всерьез решили получить второе высшее образование и стать «полноценным» педагогом, вам следует изучить программы педагогических вузов Петербурга. На сегодня профессиональных педагогов выпускают следующие вузы города:

  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
  • Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,
  • Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
  • Институт специальной педагогики и психологии,
  • Русская христианская гуманитарная академия.

Помимо прочего, можно получить среднее профессиональное педагогическое образование в одном из колледжей Санкт-Петербурга.

к содержанию ↑

Другие способы преподавать

Если мечта о преподавании не дает покоя, а высшего образования у вас нет, то, возможно, вам подойдет должность педагога дополнительного образования. Эта должность не требует обязательного высшего образования. Желающим работать в этой сфере достаточно пройти курсы, соответствующие тематике и специфике занятий.

Например, чтобы вести кружок рисования, можно окончить курсы по данному направлению. Однако следует помнить о конкуренции — специальное образование все-таки дает небольшое преимущество.

Другой способ удовлетворить свою потребность в преподавании — это работа в детских лагерях. Существует несколько должностей, которые позволят взаимодействовать с детьми и обучать их тому, что вы знаете и умеете — вожатый, воспитатель, кружковод. Стать вожатым можно бесплатно, посещая тренинги одного из студенческих отрядов Санкт-Петербурга, — их в городе великое множество.

Кроме того, существуют курсы вожатского мастерства на базе лагерей, а также волонтерские организации, где можно приобрести ценный опыт, который котируется при устройстве на работу в лагерь.

Новости по теме:   С рождения и на всю жизнь: как получить, узнать или восстановить свой номер ИНН
к содержанию ↑

Что россияне ценят в учителях

Показатель престижа профессии учителя вырос на 0,33 балла за последние шесть лет — сейчас россияне оценивают его на 3,19 балла из 5 возможных. Опрошенных также попросили сказать, какие качества они считают наиболее важными для учителя. Ответы не отличались неожиданностью:

  • профессионализм;
  • знание своего предмета;
  • терпение;
  • доброта;
  • любовь к детям;
  • стрессоустойчивость;
  • ответственность;
  • порядочность.

Читайте также:

Удивительно, что в опросах 2025 года первое место заняла доброта и уважение к детям, на втором оказалась порядочность, а на третьем — справедливость и объективность. Люди стали больше ценить в педагогах человеческие качества, чем профессиональные.

к содержанию ↑

Кто может работать педагогом

Согласно профессиональному стандарту педагогов, стать учителем не получится, если:

  • у вас есть судимость;
  • вам по суду запрещено вести педагогическую деятельность;
  • у вас обнаружено заболевание из специального перечня;
  • у вас нет соответствующего образования.

Какое образование должно быть у педагога

  • в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;
  • любое высшее или среднее специальное и курсы профпереподготовки;
  • высшее или среднее специальное по преподаваемому предмету.

Например, врач может работать учителем биологии, а химик — учителем химии, и им не нужно педагогическое образование. Однако при приеме на работу некоторые образовательные учреждения отдают предпочтение людям, получившим педагогическое образование или имеющим опыт работы педагогом.

При этом педагог, который получил образование в области математики, имеет право вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам: математику, физику, информатику и др.

к содержанию ↑

Какую специальность выбрать

В начале обучения будущие педагоги могут выбрать направление, которое наиболее соответствует их интересам и навыкам. В дальнейшем можно расширять свои профессиональные компетенции через курсы повышения квалификации или переквалификации.

Основные направления в сфере преподавательской деятельности:

  • учитель начальных классов — работает с детьми младшего школьного возраста;
  • учитель-предметник — преподает один или несколько предметов;
  • педагог-дефектолог — занимается адаптацией учебных программ и методик для детей с ОВЗ и инвалидов;
  • педагог-психолог — помогает ученикам преодолевать трудности и адаптироваться в учебной среде;
  • педагог дополнительного образования — занимается внеурочной деятельностью.

Люди, которые становятся педагогами, чувствуют потребность отдавать другим знания и опыт, считают это своим призванием и очень любят детей.

к содержанию ↑

Как стать учителем: основные способы и проблемы

Как? Стать учителем, если говорить об этапах, несложно. Необходимо получить педагогическое образование или пройти переподготовку, не иметь ограничивающих признаков и найти школу, где есть вакансии. Однако это только формальная сторона вопроса.

На что обратить внимание? Чтобы стать по-настоящему хорошим учителем, недостаточно одного образования. Нужно понимать особенности профессии, обладать необходимыми навыками и качествами, а также постоянно развиваться.

Оглавление:

  1. Суть профессии учитель
  2. Как стать учителем
  3. Можно ли стать учителем без педагогического образования
  4. Кто не сможет стать учителем
  5. Требования к навыкам учителя
  6. Качества хорошего учителя
  7. Стоит ли становиться учителем

Акция! Календарно-тематические планы на новый учебный год от 224 руб Узнать подробнееАттестация под ключ для педагогов по новому стандарту Узнать подробнееПростите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподавателиБолее 2000 бесплатных
олимпиад
для учителей
и учениковВозможность участия
в творческих конкурсах

Пожалуйста, помогите нам сделать блог лучше. Поставьте галочку напротив вашего профессионального статуса:

Я педагог школыЯ педагог ДОУИнтересуюсь для себя

Как стать учителем: основные способы и проблемы

Как? Стать учителем, если говорить об этапах, несложно. Необходимо получить педагогическое образование или пройти переподготовку, не иметь ограничивающих признаков и найти школу, где есть вакансии. Однако это только формальная сторона вопроса.

На что обратить внимание? Чтобы стать по-настоящему хорошим учителем, недостаточно одного образования. Нужно понимать особенности профессии, обладать необходимыми навыками и качествами, а также постоянно развиваться.

Оглавление:

  1. Суть профессии учитель
  2. Как стать учителем
  3. Можно ли стать учителем без педагогического образования
  4. Кто не сможет стать учителем
  5. Требования к навыкам учителя
  6. Качества хорошего учителя
  7. Стоит ли становиться учителем

Акция! Календарно-тематические планы на новый учебный год от 224 руб Узнать подробнееАттестация под ключ для педагогов по новому стандарту Узнать подробнееПростите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподавателиБолее 2000 бесплатных
олимпиад
для учителей
и учениковВозможность участия
в творческих конкурсах

Пожалуйста, помогите нам сделать блог лучше. Поставьте галочку напротив вашего профессионального статуса:

Я педагог школыЯ педагог ДОУИнтересуюсь для себя

Следующая
РазноеДолг перед ФССП: причины и последствия остановки исполнения производства

Добавить комментарий