Можно ли получить электронные права и предъявлять их сотруднику ГИБДД
Ещё несколько лет назад Правительство России анонсировало введение водительского удостоверения в электронном виде. Но вот незадача – ПДД в соответствие с нововведением в соответствие не привели! Между тем, такой формат документ в 2024 году вполне себе функционирует и довольно простом виде. А вот можно ли возить с собой в автомобиле электронные права и показывать их «гаишникам», как его получить и можно ли не возить с собой бумажное удостоверение, давайте выяснять.
к содержанию ↑Можно ли сегодня получить электронные права?
Возможность использования электронного водительского удостоверения власти страны анонсировали ещё 5 лет назад. А более года назад Правительство РФ объявило о возможности показать инспектору ДПС диджитал-права с помощью специального приложения Госуслуги Авто.
Но есть важный нюанс во всём это. Формально удостоверение в приложении не является отдельным документом, а служит лишь для возможности предъявить инспектору копию прав. И в этом кроется ключ – именно в возможности заменить бумажное электронным в/у.
Далее установите его на телефон, войдите в аккаунт с помощью учётной записи портала Госуслуг, и данные водительского удостоверения подтянуться из аккаунта автоматически. Таким образом, у вас сразу появятся в одном из пунктов водительские права, которые можно предъявлять инспектору ДПС, но с одним важным нюансом.
к содержанию ↑Можно ли предъявлять права в электронном виде сотруднику ГИБДД?
Да, именно для этого они и были разработаны. Вот только, как мы уже указали выше, есть важная тонкость в возможности заменить ими обязанность ездить с бумажным водительским удостоверением. Таких тонкости даже две.
И заключаются они в приведении в соответствии с новой возможностью Правил дорожного движения, где:
- с одной стороны, добавили сноску о возможности показывать электронные документы при их оформлении в таком виде,
- с другой стороны, официальные формулировка такого изменения в ПДД не позволяет возить только электронные права без материальных.
Давайте рассмотрим, в чём же здесь дело.
Вас также заинтересует:
к содержанию ↑Тонкость №1: ПДД об обязанности ездить с обычным в/у
Итак, пресловутый пункт 2.1.1 Правил требует иметь при себе и передавать для проверки по требованию сотрудника полиции водительское удостоверение как один из обязательных документов водителя и на машину.
Но пару лет назад в этой обязанности появилась важная сноска:
Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
Казалось бы, всё очевидно. Если права у нас цифровые, то данное примечание даёт возможность не возить с собой бумажный документ. Но не всё так просто!
Дело в том, что в таком виде, в каком это реализовано в 2024 году, ваши электронные права вообще не являются оформленными в электронном виде как таковые. Фактически Госуслуги Авто даёт возможность предъявить «гаишнику» только виртуальную копию документа. Но само удостоверение у вас не электронное.
Поэтому буквально на в/у данная сноска из ПДД не распространяется.
Объясним подробнее. Полностью электронный документ – это файл с квалифицированной цифровой подписью органа или организации, его выдавшей. К таким документам относится, например, полис ОСАГО.
То есть это не виртуальная копия вашей страховки, а именно полностью цифровой документ, имеющий полную юридическую силу. И в этом случае бумажный полис вам вообще не выдают.
Что касается водительских прав, то они не являются цифровыми, у вас лишь виртуальная их копия – ровно также, как если бы вы их сфотографировали или отсканировали на МФУ. Поэтому формально права в электронном виде предъявлять вместо бумажных в 2024 году нельзя.
к содержанию ↑Тонкость №2: можно попасть на доставление в отделение ГАИ
Ещё один важный нюанс. Если у вас с собой вообще не будет водительских прав, а только их копия в приложении, то формально инспектор ДПС имеет право (если быть точнее, обязан) доставить вас в подразделение ГИБДД для составления протокола о правонарушении.
Почему он не может выписать штраф на месте? Потому что для этого нужен документ, удостоверяющий личность гражданина. И, хотя, права тоже не являются таким документом, с ними вопросов у сотрудников полиции обычно не бывает на практике. Но вот если вы оставили дома и водительское удостоверение, то, в соответствии со статьёй 27.2 Кодекса об административных правонарушениях, сотрудник вправе доставить вас в подразделение для составления протокола (вынесения постановления) о нарушении.
к содержанию ↑А как на практике?
Что касается практики правоприменения обеих вышеописанных тонкостей, то здесь ситуация двоякая.
- Практически в половине всех случаях инспектору ДПС достаточно показать электронные права, и он вас отпустит дальше (хотя, смотря, за что вас остановили). Но в противоположных ситуациях вам будет вынесен штраф за отсутствие с собой водительского удостоверения.
- И гораздо реже сотрудник будет доставлять вас в отделение ГАИ для составления материалов дела о правонарушении. Часто ему будет достаточно копии паспорта или его фото. Но, опять же, штраф за отсутствие с собой бумажного в/у может быть выписан – просто сделает это полицейский на дороге.
То есть нужно всё равно возить с собой водительское удостоверение?
ПДД 2024 года чётко предписывает следующее:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан: 2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
Зачем тогда вообще придумали электронные права, вопрос двоякий, и на него у нас, увы, ответа нет. Ведь при возможности предъявить удостоверение в цифровом виде, у вас могут всё равно потребовать их бумажный оригинал, и это будет вполне законное требование ДПС. Поэтому последний нужно всегда носить при себе.
к содержанию ↑Какой штраф грозит за электронные права?
Он предусматривается частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ, и в редких случаях данное наказание может быть заменено административным предупреждением. Его также можно оплатить со скидкой в размере 250 рублей в течение 20 дней после вынесения постановления.
Других мер и санкций, в том числе эвакуации на штрафстоянку, отстранения от управления, запрета эксплуатации на сегодняшний день за это нарушение не грозит.
Но обратите внимание, что часть 3 этой же статьи предусматривает ещё один штраф 3 000 рублей владельцу транспортного средства за передачу управления лицу без водительского удостоверения.
Бессрочные права и другие изменения для водителей в 2024 году
Опубликовано 04.01.2024Коротко и без рекламы — telegram-канал «Социальные новости». Присоединяйтесь!
Новый год принесет много нового автовладельцам. Некоторые законы, принятые в 2023-м, вступают в силу и начнут работать. В частности, уже с 1 января действует поправка, согласно которой продлевается на 3 года срок водительских удостоверений, ограниченный 2024 и 2025 годами.
Такое постановление правительство приняло накануне праздников, поясняет «Российская газета».
Прежде отсрочка по замене предоставлялась при истечении срока в 2022-м и 2023-м. Для них она осталась как была, до 2025 и 2026 года соответственно, новой не будет. При этом ряд автолюбителей отмечают, что их водительские удостоверения стали бессрочными.
В документах, которые размещены на госуслугах в личном кабинете, у некоторых граждан теперь отсутствует срок истечения прав. Скриншот страницы с портала госуслугу есть в распоряжении портала PNZ.RU. С чем это связано – пока неизвестно.
С 2 марта станет можно оформлять краткосрочные полисы ОСАГО – от 1 дня до 3 месяцев. Мера нацелена в первую очередь на тех, кто использует авто для эпизодической подработки, когда в годовой страховке смысла нет. Но ее стоимость будет выше, поскольку коэффициент начнут рассчитывать сами страховщики.
Впрочем, платить больше, чем установлено для обычной ОСАГО (на 12 месяцев), не придется.
С 1 апреля вступят в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения. Получить в/у категории D не удастся без как минимум годового стажа управления по другим категориям. Имеющим категории CE (грузовиками с прицепами) и DE (автобусы с прицепами) станет проще: они смогут возить прицепы и на легковых машинах без сдачи экзамена в ГИБДД.
Иностранным водителям придется пройти обучение и пройти испытания, чтобы получить российские права. К экзамену допустят только тех, кто учился в автошколах, имеющих заключение ГИБДД о соответствии материальной базы и программ подготовки установленным нормативам.
С 1 сентября, вероятно, вступят в силу требования к применению дорожных камер, разработанные Минтрансом. В частности, водителей могут оштрафовать за превышение скорости в зоне действия динамических знаков, то есть таких, которые дозволяют разный режим в зависимости от погодных условий или дорожной ситуации. В МВД уже заявили протест: каждый знак должен быть внесен в схему дорожного движения и не противоречить ей.
Значит, ограничение скорости до 40-60 км/ч там, где схема предполагает 100 км/ч, не имеет смысла и даже вредно.
В подвешенном состоянии пока пребывают и другие новшества. Так, в ноябре Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о регистрации транспортных средств, освобождающие от предъявления полиса ОСАГО при постановке ТС на учет. В итоге будет неясно, застрахована машина или нет, если только нельзя это проверить с помощью камер.
Между тем камеры – слабое место во всей системе. Уже говорилось об их перенастройке с приданием новых функций. В Минтрансе, в частности, выдвигали идею штрафа за превышение средней скорости, установленное комплексами фотовидеофиксации.
Давно обсуждается вопрос и об обязательном наличии у водителя бумажных документов в поездке. Уже предлагалось заменить их электронными, которые можно «пробить» по базе «Госуслуг Авто». Сложности здесь в том, что не у каждого инспектора на дороге бывает доступ в интернет, а без него данные не проверить.
Идея относительно считываемых планшетом в офлайне QR-кодов пока рассматривается только как эксперимент, так что оригиналы все же надо возить с собой.
Весьма сомнительно, что в этом году станут проверять наличие полисов ОСАГО у каждого автомобилиста-нарушителя. Страховщики, Центробанк и ГИБДД совместно приняли решение, что поиск незастрахованных машин по камерам начнет работать через 6 месяцев после корректировки статьи 12.37 КоАП. Но пока что к поправкам даже не приступали, поэтому вряд ли изменения произойдут до конца года.
к содержанию ↑Информация о нормативном документе
2023.09.20 Федеральный закон от 10.07.2023 № 313-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 10 июля 2023 года.
Документ вступает в силу 1 апреля 2024 года.
Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202307100028
к содержанию ↑Запрет для водителей, лишенных прав
В данной статье рассматривается новая часть 6 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Эта часть содержит несколько ситуаций, в которых водитель не будет допущен к экзаменам и не сможет получить водительское удостоверение. Рассмотрим эти ситуации последовательно.
6. Запрещаются допуск к сдаче экзаменов и (или) выдача водительских удостоверений лицам:
- лишенным права на управление транспортными средствами;
Итак, первое условие не вводит в законодательство ничего нового. В настоящее время (до 1 апреля 2024 года) точно такое же условие предусмотрено подпунктом в пункта 23 правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Просто с 1 апреля 2024 года запрет на допуск к экзаменам для лиц, лишенных прав, будет вынесен в вышестоящий нормативный документ — федеральный закон.
Следующая