Средняя скорость реакции водителя: важность и факторы влияния
Под временем реакции водителя подразумевают время, разделяющее сигнал об изменении дорожной обстановки, полученный органами чувств водителя, и начало воздействия им на органы управления транспортным средством.
Простая формулировка, не правда ли? Между тем, почти не раскрывающая особенности реакции водителя, времени, затрачиваемого на нее в разных условиях, а также в одинаковой ситуации, но под влиянием разных факторов. Все это необходимо знать, чтобы снизить до минимума вероятность дорожно-транспортного происшествия. Знание в данном случае — воистину сила, спасающая человеческие жизни.
Полная схема прохождения сигнала выглядит следующим образом. Изменение дорожной обстановки воспринимается преимущественно органами зрения водителя. (Исключение составляют ситуации, когда источник опасности находится вне поле зрения водителя; тогда время принятия решения отсчитывается с восприятия органами слуха.) Совокупность сигналов поступает в центральную нервную систему водителя, где на их основании и на основании суммы приобретенных знаний и опыта формируется ответ — в виде ряда действий, совершаемых водителем с рулем, педалью тормоза и т.п.
Однако организм человека — сложнейшая биологическая система, и мгновенное прохождение по ней сигнала об опасности практически невозможно. Достаточно упомянуть время на обработку информации в головном мозге. Сейчас при экспертизе используется нормативное время реакции водителя, равное 0,8 с.
Но реальная жизнь всегда разительно отличается от теоретических выкладок. Например, в идеальном варианте для торможения водителю достаточно всего лишь перенести стопу ноги с педали газа на педаль тормоза — и затратить на это не более 0,5 с. Если потребуется совершить объезд препятствия, действия с управлением будут уже сложнее, соответственно, и время на их выполнение возрастет…
По времени реакции водители-мужчины немного лучше женщин, — примерно на 0,05 с. Прекрасные половинки, однако, впереди по точности управления.
Молодые быстрее обнаруживают сигнал и обрабатывают информацию. Однако пожилые тратят меньше времени на принятие правильных решений, к тому же, время реакции у них стабильнее. Опыт, стаж Никакие знания ПДД и техники не заменят водителю «опыт, сын ошибок трудных».
Опытного водителя сразу можно распознать по спокойному, дисциплинированному, уверенному, порой даже интуитивному вождению. Приобретенная с годами способность предугадывать ситуацию на дороге значительно сокращает время реакции водителя со стажем.
Регулярные занятия физкультурой и спортом оказывают на организм оздоровляющее воздействие. Как следствие, физически здоровые водители быстрее реагируют на опасность. Условия работы Городское движение — постоянное изменение дорожной ситуации.
Поэтому водитель, заранее настраивая себя на это, лучше реагирует на внезапную опасность, чем «убаюканный» долгой и однообразной междугородней трассой.
Ночь – время ограниченной освещенности, которую даже самый интенсивный искусственный свет не может компенсировать. К тому же, природа настроила биологические часы человеческого организма на отдых в ночное время суток. В сумме это притупляет бдительность водителя в среднем впятеро.
Очень коварно в этом отношении рассветное и сумеречное время.
Неблагоприятные погодные условия.
Все, что ограничивает видимость на дороге – дождь, снегопад, туман, пылевая буря – автоматически увеличивает и время, требующееся водителю на реакцию управления автомобилем. Плохое сцепление шин с дорожным покрытием при этом способно моментально довести безобидную ситуацию до угрожающей. Алкоголь Мощный тормоз времени реакции водителя — от двукратного увеличения и выше.
Даже в небольших дозах. Этого вполне хватает для совершения преступления. Ибо никто не отменял того, что выпивший человек за рулем — преступник.
Такое же безусловное зло для водителя, как и алкоголь, — снижает реакцию на дорожную ситуацию в разы. Возможно, принятый Госдумой закон об увеличении штрафа за разговор по телефону за рулем изменит ситуацию к лучшему. Хотя, возможно, следовало сразу сделать, как в Нидерландах: там наказывают двухнедельным тюремным заключением или штрафом в 2 тысячи евро.
Есть внушительный список лекарств, после приема которых управление транспортным средством противопоказано. (И это должно быть отражено в информации, прилагаемой к препарату.) Значительно растягивать время реакции водителя способны даже безобидные, на первый взгляд, средства от простуды и обезболивающие. Не говоря уже о психотропных препаратах.
Но и стимуляторы не менее опасны: после их приема временное чрезмерное возбуждение сменяется резким спадом. К тому же, если водитель чувствует недомогание, — стоит ли в таком состоянии вообще садиться за руль? Утомление.
Еще один фактор, под воздействием которого крайне нежелательно отправляться в путь. Например, физическая работа (многим водителям приходится еще и работать грузчиками) может увеличить время реакции на 0,1 с. Другой вариант утомления очень часто фиксируется в протоколах ДТП — «уснул за рулем».
Водителям-дальнобойщикам следует учесть, что непрерывная 16-часовая работа увеличивает реакцию на 0,4 с. Решить эту проблему должны тахографы, следящие за временем отдыха и труда водителей.
Чем лучше его эргономика, тем лучше реагирует водитель на дорожную обстановку. Сиденье по росту водителя, проветриваемая кабина, отсутствие отвлекающих внимание предметов — слагаемые безаварийной езды. Если транспорт грузовой, надежное крепление груза, исключающее в дороге посторонние шумы, также содействуют низкой утомляемости водителя.
Музыка.
Целый ряд музыкальных произведений, создающих в кабине благоприятную, рабочую атмосферу, поддерживают повышенное внимание и снижают утомление. Однако это касается преимущественно междугородних трасс; в городе музыка — скорее отвлекающий фактор. И еще: чем громче музыка, тем хуже показатель времени реакции водителя.
Их действие аналогично музыке. Есть ароматы расслабляющие, есть бодрящие. Правильно подобранный запах внесет свою лепту в концентрацию внимания на дороге.
Профессия водителя автомобиля одна из самых распространенных в мире, в то же время одна из наиболее рискованных. Она каждый день требует знания всех ее тонкостей, нюансов, представления о том, как реагирует организм на изменчивость дорожной ситуации, какие факторы и каким образом управляют временем реакции водителя. Но без всех этих слагаемых немыслимы ни подлинное мастерство, ни езда по дорогам XXI века без ошибок и чрезвычайных происшествий.
к содержанию ↑Безопасность на дорогах — дистанция и скорость реакции
Я много путешествую на автомобиле. Мне часто приходится его эксплуатировать в городской черте. В общем, я типичный автолюбитель.
И дабы обезопасить свои жизнь и здоровье, хочу поднять очередную дорожную тему — соблюдение дистанции и скорость реакции. От вас всего лишь нужен один небольшой шаг, чтобы сократить число аварий
О любителях висеть на хвосте
На днях в обсуждении темы движения по обочине, всплыло очень интересное замечание. Что пробки создают люди, которые стараются соблюдать ПДД. Как такое может быть? Например, претензия возникла в части безопасной дистанции между автомобилями.
Кого-то не устраивают 10-15 метров между авто, несущихся по скоростной трассе.
А вот у меня немного другое мнение. Особенно после детального разбора процессов торможения на дороге. И уж, конечно, мое отношение к «любителям поприжаться» крайне негативное.
Я все больше соглашаюсь с теми, кто в нарушителях видят участников гей-парадов. Разве интерес к чужой «жо..пе» — это не признак, как минимум, латентного гомосексуализма?
Тут всё просто: водитель скоростного седана прилетает откуда не возьмись и упирается в зад другому авто, идущему на обгон тихохода. Начинается яростное перемигивание фарами, прижимание вплотную, попытки просочиться между потоками, иногда, даже обгон по обочине, со всеми вытекающими.
Вам будет интересно: чем не угодили обочинщики
Самое смешное, что любые попытки «подогнать» будут бессмысленными и лишь вызовут дополнительную агрессию. В редких случаях, впереди идущее авто включает «аварийку», нажимает на тормоз. И всё.
Автосоитие происходит. Две машины, как две дворняги в ночи становятся неразлучны, до приезда специалистов. А всё потому, что пока, даже на самом современном автомобиле с супер продвинутыми тормозами, прокладка между рулем и педалями подвержена человеческим факторам и ограничениями.
Не хватает человеку реакции, чтобы среагировать на резкий маневр. Отсюда и возникает потребности в соблюдении безопасной дистанции на дороге
к содержанию ↑Безопасная дистанция на дороге
В автошколе нам объясняли всю теорию, связанную с управлением автомобилем. Всякие циферки, вычисления и много умных слов и терминов — их не просто запомнить, да и воспринять. Касательно безопасной дистанции на дороге мой инструктор по вождению подсказал простое правило:
На каждые 30 км/ч держать расстояние в один корпус автомобиля
Даже частичное соблюдение этого правила позволило за все 15 лет ни разу никого не «догнать» на трассе. В то время, как в сети и на дорогах сотни и тысячи аварий ежедневно. Чем это обусловлено? Вот нашел в сети такую интересную табличку о скорости реакции водителя
Что из нее следует и как она сопоставима с правилом, которое подсказал инструктор. Давайте разбираться, будем считать, что водитель крайне внимателен и дисциплинирован:
Двигаясь со скоростью 30км/ч или примерно 8,33 м/с водитель, заметив препятствие проедет еще 0,6 х 8,33 = 5 метров, прежде чем нажмет на тормоз.
Обратите внимание 5 метров до того, как начнет тормозить, а не до полной остановки. О полной остановки поговорим отдельно. Так вот эти самые 5 метров и есть, грубо говоря, корпус вашего авто.
Обычно машины чуть короче, но погрешность не значительная и если соблюдать хотя бы такое правило, то безопасность резко повысится.
Теперь представьте: скорость 120 км/ч, у вас на хвосте сидит молодой участник гей-парада, с интересом пристраиваясь к корме вашего авто. Я лично видел расстояния в 1-2 метра, а иной раз и гораздо меньше. Чем же это плохо, кроме нетрадиционной ориентации.
С того момента, как водитель заднего авто увидит ваши стоп-сигналы, он проедет ещё около 20 метров, прежде чем нажмет на тормоз.
Это банальная математика, можете сами проверить мои вычисления. Угадайте, где окажется его авто, если вам придется прибегнуть к экстренному торможению?
Вам будет интересно трасса Таврида — опасная дорога
Можно начать большой спор на тему скорости реакции отдельных людей. Дистанцию держат тормоза. А лично я пулю зубами ловлю. Так вот о предельной реакции, я тоже немного прочитал и готов изложить.
О скорости реакции человека
Скорость реакции ограничена двумя моментами, продиктованных анатомическими особенностями человека:
- Фиксация опасной ситуации. Например, зажженный стоп-сигнал впереди идущего автомобиля
- Передача сигнала от глаз к мозгу. Стоит учитывать, что скорость передачи сигналов ограничивается физиологией
- Интерпретация сигнала. У тренированного водителя не занимает много времени, но оценка параллельно может происходить оценка дорожной ситуации, прежде чем произойдет нажатие на тормоз
- Передача сигнала от мозга к ноге, чтобы нажать на тормоз, с опять же ограниченной скорость.
При этом если все идеально, и допустить, что реакция стоп-сигнал-торможение безусловная, не требующая дополнительной оценки (как у обезьянок на включенный свет), то даже в этом случае потребуется время на передачу самих сигналов. Максимальные зафиксированные скорости составляют около 0,13 с и это далеко не у всех.
Теперь представим, какой путь проделает авто за 0,13 секунд если скорость движения всё те же 120 км/ч. По моим расчетам получилось 4,33 метра. А как у вас? То есть даже самый быстрый водитель на такой скорости должен соблюдать дистанцию в 4,33 метра, если у него, конечно, нет «паучьего чутья» и он не умеет читать мысли впереди идущего водителя.
И не забывайте о возможной усталости.
Во всем этом есть пара моментов, но я бы на них сильно не уповал:
- После нажатия на тормоз, передний автомобиль не встает колом, а продолжает движением с замедлением. Поэтому при плавном торможении аварии случаются гораздо реже
- Некоторые водители смотрят не только на автомобиль перед собой, но и на следующий автомобиль и начинает тормозить одновременно с впереди идущим. Но как правило, такие водители, всё равно стараются держать дистанцию
Скорость передвижения по городу: перекрестки и дворы
Завершить тему реакции водителя хочется ещё одним важным ограничением. Скоростной режим в городе, вблизи школ и во дворах. Многие из нас, да и я сам часто недоумеваем, почему стандарты скорости ,введенные ещё в Советском союзе, действуют и по сей день.
Ведь машины давно поменялись. Стали быстрее и при это более управляемыми. Как можно сравнивать ГАЗ 69 без усилителя тормозов и современное авто с ABS, ESP и кучей других умных систем.
Так вот, начав разбираться в этом вопросе, я пришел к мнению: машины поменялись, но люди остались прежние. Как не мог, так и не может рядовой водитель выдать скорость реакции выше 0,6 с. А это значит, что даже на 30 км/ч автомобиль проедет ещё 5 метров, до момента торможения.
А до полной остановки нужно ещё больше времени. Вот взгляните на картинку.
Не знаю на сколько верна картинка. Не понятно какое покрытие дороги и какие погодные условия. Но в любом случае, очевидно, что автомобиль прежде чем полностью остановится проходит путь больший, чем скорость реакции.
Хочется обратится к тем, кто по собственному двору едет со скоростью 40 км/ч, а вы осознаете, что до полной остановки ваше авто проедет порядка 17 метров. Что будете делать, если перед вами выскочит ребенок с детской площадки? Тащить его все эти метры на капоте?
Именно поэтому во дворах скорость ограничивают до 5 км/ч. Ведь в этом случае за счет реакции вы проедете не более 80 см, а тормозной путь будет и вовсе не значительным. И дело тут вовсе не в опасности скорости.
Даже 5 км/ч могут быть смертельными при столкновении человека и полуторатонной железки.
Очень надеюсь, что я доходчиво всё объяснил и поднял важную тему. Соблюдение ПДД — жизненная необходимость, а не банальная прихоть. Хотя полиция, часто использует правонарушения, как способ заработать.
От того так много нарушений и штрафов и так мало понимания реальной опасности.
Ни гвоздя вам и ни жезла — больше хороших и свободных дорог.
к содержанию ↑Факторы, влияющие на реакцию водителя при управлении автомобилем
В каждом конкретном случае водитель нажимает на тормоз, сцепление или газ, а также совершает маневрирование, используя руль.
Среди факторов, влияющих на продуктивность работы водителя, отмечают выраженное нервно-психическое напряжение, информационную перегрузку и монотонность обстановки (при дальней поездке). Влияние оказывает также непрерывная подвижность лица, управляющего машиной. Учитывается его постоянная степень готовности к тому или иному действию.
к содержанию ↑Во внимание принимается сложность поступающей информации, имеющей в ряде случаев неопределённость или недостаточность, особенно в условиях ограниченной видимости. В таком случае существует угроза ДТП.
Имеются и другие факторы, негативно влияющие на лицо, находящееся за рулём. Речь идёт об условиях передвижения в плотной городской среде или на загруженном шоссе. Во-вторых, во внимание нужно принимать утомление водителя, так как в подобном состоянии нежелательно отправляться в поездку.
к содержанию ↑Психологи отмечают и воздействие музыки, но оно бывает двояким.
При езде по городу прослушивание аудиотреков отвлекает, тогда как на трассе определённые мелодии могут поддерживать повышенное внимание и снижать утомление. У женщин-водителей важным негативным фактором, влияющим на реакцию, является беременность. В таком случае скорость реакции замедленна.
По данной причине, в процессе вынашивания плода на ранних стадиях, молодым женщинам рекомендуется придерживаться спокойного стиля вождения. Возраст также влияет на скорость обнаружения поступающих данных. Молодые водители быстрее обнаруживают входящую информацию и анализируют её, но пожилые оперативнее принимают правильные решения.
к содержанию ↑Во внимание следует принимать и воздействие медицинских препаратов, снижающих скорость реакции.
Речь идёт о сиропах от кашля, лекарства от насморка, сердечных и болеутоляющих препаратов. Негативное влияние оказывает и мобильный телефон.
Следующая