6 советов экологу при заключении договора на обращение с отходами

Перед подписанием очередного договора на выполнение работ по обращению с отходами с потенциальным исполнителем в виде специализированной организации просмотреть его следует не только генеральному директору, специалисту по закупкам и юристу, но и экологу. Неучтенные условия в дальнейшем могут привести к претензиям со стороны Росприроднадзора, особенно когда речь идет об отчетности и о плате за НВОС[1]. В статье даны основанные на личной практике советы, которые рекомендуется учесть при заключении договоров на обращение с отходами.

Эти советы следуют не только из собственных убеждений, но и из действующего законодательства (хотя и не указаны в нем прямым текстом).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ (п. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ[2]).

Образователь отходов вправе самостоятельно осуществлять обращение с ними при наличии соответствующих разрешительных документов (например, лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности) и мощностей, однако действующее законодательство РФ предусматривает ограничения в отношении твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) и отходов I и II классов опасности (далее — ОПВК).

к содержанию ↑

ТКО

Согласно п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ[3] сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, и они не вправе отказать собственнику ТКО в заключении такого договора, если ТКО образуются в зоне их деятельности и места накопления находятся в зоне их деятельности (п. 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Новости по теме:   Места для курения на предприятии: требования 2025

Собственники ТКО в свою очередь обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Но юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (п. 6 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Если же юридическое лицо не попадает под исключение, т.е. у него во владении нет объекта размещения отходов, который расположен в границах земельного участка, на территории которого образуются его собственные ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются его собственные ТКО, то он обязан заключить договор с региональным оператором.

Случай из практики 1
Мне был задан вопрос о возможности перемещения (транспортирования) ТКО V класса опасности с одной площадки хозяйствующего субъекта на другую. Вопрос поднимался в связи с желанием упростить схему вывоза, мол, региональный оператор только бы с одной площадки забирал все ТКО.
Казалось бы, лицензия не нужна, действуют минимальные требования, что мешает? Мешает п.

1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ, в котором сказано, что транспортирование ТКО обеспечивается также региональным оператором и закон не предусматривает исключений для отказа в заключении договора с региональным оператором по причине физической возможности транспортировать ТКО V класса опасности.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержится в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 18.03.2021), в ней предусмотрены в т.ч. права и обязанности как регионального оператора, так и потребителя его услуг.

При этом закон не ограничивает дополнение договора по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Новости по теме:   Места для фотосъемки свадеб и прогулочных фотосессий в Новосибирске
к содержанию ↑

ОПВК

С ОПВК дела обстоят немного иначе. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ОПВК осуществляет федеральный оператор по обращению с ОПВК самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ОПВК на основании договоров оказания услуг по обращению с ОПВК и в соответствии с федеральной схемой обращения с ОПВК (п. 2 ст.

14.1 Закона № 89-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются ОПВК, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ОПВК с федеральным оператором; исключение — случай самостоятельного обращения с ОПВК, т.е. наличие в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения ОПВК (пп. 1, 3 ст.

14.4 Закона № 89-ФЗ). Так, если у хозяйствующего субъекта, образующего ОПВК, нет объектов обращения с ними, то он вынужден передавать эти отходы федеральному оператору.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363. Закон так же, как в отношении заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, не ограничивает в дополнении договора по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 2 ст.

14.4 Закона № 89-ФЗ). Как раз федеральный оператор по обращению с ОПВК (Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор») воспользовался данным правом, и сейчас при заключении договора с ним на площадке ФГИС ОПВК[4] мы видим сразу же дополнительное соглашение № 1, которое в т.ч. вносит изменения даже в формы заявок, актов и прочие формы.

В утвержденную форму типового договора на оказание услуг по обращению с ОПВК 01.09.2023 будут внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 24.03.2023 № 458. В большинстве своем данные изменения — это как раз то самое дополнительное соглашение из ФГИС ОПВК.

Обратите внимание: с региональным оператором договор должны заключать собственники ТКО, а с федеральным оператором — те, кто образовал ОПВК.

к содержанию ↑

Советы

Совет № 1: необходимо проверять потенциального подрядчика

Переходя к обсуждению заключения договоров на обращение с отходами, не относящимися к ТКО и ОПВК, следует сказать, что здесь закон не диктует, с кем заключать договор, и не дает форму типового договора и формы закрывающих документов. Мы вольны выбирать из рынка тех подрядчиков, которые нам подходят по требованиям выполнения определенного перечня работ.

Новости по теме:   Как разорвать договор на отделку квартиры и получить возврат предоплаты: советы и рекомендации

Сосредоточимся на главных аспектах, на которые должен обратить внимание эколог своим экологическим взглядом.

1. В первую очередь нужно определиться с видами отходов, от которых необходимо избавиться, в т.ч. разработать и утвердить соответствую документацию на выявленные виды отходов.

Только в соответствии с таким перечнем отходов (Пример 1) мы можем двигаться дальше, например выбирать подрядчика.

Следует не забывать об еще одном ограничении со стороны закона в виде Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается[5]. Если какие-то образованные виды отходов входят в такой перечень, то для них не допускается захоронение, их можно только обрабатывать, утилизировать, обезвреживать и хранить.

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Далее разъяснили, где можно проверить наличие лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности. И расписали ещё 5 советов и обосновали их примерами из практики.

[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 19.12.2022).

[4] Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (gisopvk.ru/login).

[5] Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2023.

к содержанию ↑

Какие документы нужны для заключения договора на вывоз мусора: Полный список 2025

Главная Новости Перечень документов, предоставляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО

Следующая
РазноеКак подать заявление в полицию о краже? Отвечает юрист

Добавить комментарий