Группа ГКП в детском саду: обзор, особенности, преимущества
Автор: Андронычева Наталья Александровна
Организация: ГБОУ «Школа №1468» СП дс №2580
Населенный пункт: г. Москва
Что лучше группа полного дня или группа кратковременного пребывания ? Нужно ли вообще отдавать ребёнка в ГКП , ведь дети находятся в саду всего 3ч.30 мин., без питания , без «тихого часа» ? Эти вопросы часто интересуют многих родителей . «Сколько людей , столько и мнений». Опираясь на опыт работы в группе кратковременного пребывания ,и с точки зрения педагога-психолога , хочу сказать ,что дети , часто посещающие ГКП , легче адаптируются в группе полного дня , спокойно переносят «расставание» с мамой , с удовольствием включаются в любую деятельность ( игровую , продуктивную) .
Есть родители , которые считают , что нет смысла водить детей в сад на 3ч.30 ,лучше сразу отдать ребёнка на полный день в детский сад . Я считаю это мнение ошибочным , прежде всего потому ,что все дети разные , кто-то быстро и легко адаптируется и может сразу безболезненно остаться в группе , а кто-то будет проходить такую же адаптацию , которую дети проходят с 1,6 до 3 –ёх лет , в этот период адаптация проходит легче , т.к . «отлучение» от мамы происходит постепенно , по мере привыкания малыша к новой обстановке ,детям , воспитателю.
В группе полного дня адаптационный период сокращается ,так как многие родители выходят на работу и потому ограничены во времени , «расставание» с мамой воспринимается малышом болезненно , что может привести к слезам , капризам , к нежеланию ребёнка посещать дошкольное учреждение и как следствие ребёнок начинает часто болеть . ГКП – это первый шаг к лёгкой адаптации ребёнка. Некоторые дошкольные учреждения , в качестве эксперимента , увеличили время пребывания детей в адаптационной группе до пяти часов , при этом дети завтракают и обедают в саду , но не спят.
Для скорейшего привыкания к детскому саду , режим дня в ГКП , приближен к режиму в группе полного дня.
Исходя из выше сказанного , можно определить основную цель группы кратковременного пребывания.
Цель: адаптация и социализация детей раннего возраста .
Для чего и для кого нужна адаптационная группа ?
Эта группа предназначена для:
- детей, родители которых хотели бы начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;
- родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми , развивать их способности.
- привыкания (адаптации) ребёнка к группе полного дня в детском саду , общения детей со сверстниками и взрослыми(социализации).
В группу кратковременного пребывания (адаптационная) принимаются дети в возрасте от 1г.6м. до 3 лет.
Основное отличие адаптационной группы от группы детского сада, где ребенок переживает в течение дня разлуку с мамой, состоит в том, что в ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.
В сравнении с группой детского сада специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 5 раз в неделю на 3 ч. 36м, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.
В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.
Принимая во внимание такую специфику, в детском саду была разработана образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни
Педагоги ДОУ стараются осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время игр и образовательной деятельности, мама вернется и обязательно заберет его.
Задачи группы кратковременного пребывания:
- в естественной и мягкой форме адаптировать детей к условиям данного образовательного учреждения;
- разработать индивидуальные программы игровой , продуктивной деятельности ; организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- помочь детям получить опыт ранней социализации, научить их играть со сверстниками;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональную устойчивость , с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
- знакомить родителей с современными видами игровых средств обучения;
- формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками.
- развивать познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора.
Основные виды деятельности:
- Игры, направленные на развитие восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения ( психических процессов )
- Игры и упражнения , направленные на сенсорно – моторное развитие детей
- музыкально-эстетическая
- физическая культура (укрепление физического здоровья детей)
- Расширение кругозора в увлекательной форме.
- Продуктивная деятельность (направленна на раскрытие творческого потенциала через лепку, рисование, конструирование и аппликацию).
С детьми работаю такие специалисты , как :
- Воспитатель
- Музыкальный руководитель
- Инструктор по физической культуре
- Педагог-психолог
Специалисты детского сада стараются установить с ребенком такие отношения, чтобы:
- детский сад вызывал у него положительные эмоции
- ребенок мог быстро и легко привыкнуть к новой для него организации жизни , обстановке и ориентироваться в ней
- помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В группе кратковременного пребывания дети учатся общаться , играть и любить детский сад.
- Даминова М.Р., Петюренко С.Ю. Развитие вариативных форм дошкольного образования. Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ . Издательство: Детство-Пресс, 2013
- Бахаровская М. Н. Адаптационная группа кратковременного пребывания: образовательная программа . Издательство: Учитель, 2013 . Серия: Руководителю ДОУ
- Трифаненкова С. В. и др. Группы кратковременного пребывания для детей 2-4 лет: программа, тематическое планирование, разработки занятий . Издательство: Учитель, 2011 . Серия: Методическая работа в ДОУ
- Долженко Е.А. и др. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. Издательство: Учитель, 2015 .Серия: Методический портфель ДОО
- Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры . Авторы-составители: Долженко Е.А. и др. Издательство: Учитель, 2015 . Серия: Методический портфель ДОО
- Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия ; Издательство: Учитель, 2015 Серия: В помощь психологу ДОУ
- Боброва Т.А. Работа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ. Издательство: Детство-Пресс, 2013
- Галанов А.С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к ДОУ. – М.: Книголюб, 2004.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов – на Дону: Феникс, 2005.
ГКП: что это такое, с какого возраста можно отдать ребенка
Группы кратковременного пребывания — это такая коллективная няня на пару часов в день. Оставить ребенка в под присмотром педагогов, а через три часа забрать его, полного новыми знаниями и впечатлениями, — пожалуй, об этом мечтает каждая мама.
- Как расшифровывается ГКП
- Чем занимаются
- С какого возраста принимают детей в ГКП
- Как попасть
- Что понадобится ребенку в садике
к содержанию ↑
Как расшифровывается ГКП
К детсаду на полный день ребенок еще не готов, но маме очень нужно немного больше личного времени? Причины могут быть разными — работа с неполной занятостью, необходимость помогать старшим родственникам, сходить к врачу…
Познакомить малыша с детским садом в мягком, расслабленном режиме и немного разгрузить маму, позволяет группа кратковременного пребывания — именно так расшифровывается аббревиатура ГКП .
Обычно такие организуют для детей от полутора лет. Это один из режимов работы детского сада. По СанПИНу , всего их пять:
- уже знакомая нам ГКП;
- группа сокращенного дня — 8–10,5 часов;
- группа полного дня — работает 12 часов;
- группа продленного дня — ребенка можно оставить на 13–14 часов;
- группа круглосуточного пребывания.
Также санитарные правила прописывают, сколько детей может быть в группе. Главная цифра, от которой отталкиваются при расчетах, — площадь помещения. Для детей трех лет и старше норматив — не меньше 2 м² на ребенка, но детям младше трех лет нужно больше пространства — от 2,5 м² «на нос».
Таким образом, в помещении 35 м² может размещаться младшая группа из 17 воспитанников, а для яслей и ГКП — не больше 14.
Группа кратковременного пребывания — это своеобразная «репетиция» настоящего садика не только для ребенка, но и для его иммунитета.
Частая ситуация: ребенок получил место в детсаду, и мама вернулась на работу. Но ненадолго — через пару недель ребенок заболел. Вылечился, вернулся в коллектив — и снова сопли, ангины и простуды. И так по кругу. Знакомо?
Когда ребенок начинает ходить в садик, часто семья переходит на новый режим «три дня в группе — неделя дома». И это нормально: организм сталкивается с новыми для себя вирусами и бактериями, и иммунитет учится с ними бороться.
Главное — не паниковать, а дать возможность справиться самостоятельно и полностью оправиться прежде, чем снова вернуться в коллектив. В случае с группой короткого дня, как правило, есть такая возможность, ведь мама, скорее всего, еще находится в отпуске по уходу за ребенком. А вот позже, когда мама полностью вернется к работе, это сложнее организовать.
Есть шанс, что ребенок, прошедший ГКП, в следующие годы будет меньше болеть.
Факт дняПервый в мире банкомат появился в 1939 году. Сейчас найти банкомат можно даже на Северном полюсе.Другой факт
к содержанию ↑С какого возраста принимают детей в ГКП
В группу кратковременного пребывания могут принять ребенка, которому исполнилось полтора года.
Работает она не больше трех часов в день. Ограничение связано с тем, что ГКП не предусматривает питание и дневной сон. В это время включают музыкальные и развивающие занятия, подвижные игры, позже, когда дети освоятся, — прогулки.
Не во всех детских садах есть возможность организовать ГКП. Но такой формат часто используют частные садики и детские центры. Но если в случае с государственными и муниципальными садами родительская плата небольшая и часто символическая, то коммерческое заведение будет стоить в разы дороже.
Ещё по этой теме
Как устроить ребенка в детский сад возле дома и не потратить ни одной лишней копейки
Екатерина Матвеева: В нашем районе ни в одном саду не было ГКП, да что там, ясли-то были не во всех. Бабушек на подхвате тоже не было, и первые полтора года я с сыном практически не расставалась. Как раз к полутора годам мне захотелось чуть большей свободы — погулять в парке не у детской площадки, а просто по аллеям, убраться в доме не в режиме «В одной руке швабра, а в другой погремушка» или одной сходить в магазин. Примерно с года мы посещали развивашку рядом с домом.
Формат занятий — «Мама и ребенок», то есть мы вместе с сыном делали нехитрую зарядку под руководством тренера, клеили аппликации из ватных дисков и лепили из соленого теста. Потом дети играли, а мамы любовались идиллической картиной и общались. Отмечу, что в этом возрасте дети еще слабо взаимодействуют друг с другом — они больше играют рядом, а не вместе.
Но другая обстановка и новые игрушки вносили разнообразие, в результате по возвращении домой ребенок с аппетитом обедал и крепко засыпал. Вскоре педагог предложила нам оставлять детей на три часа два раза в неделю. Группы небольшие, по четыре–шесть человек. Они занимались примерно тем же самым, но без родителей.
Сын с радостью оставался в уже знакомой обстановке и в сложившемся коллективе. Признаюсь честно, в первые пару раз я провела все свободное время, просто сидя на стуле и уставившись в стену. До этого я даже не отдавала себе отчет в том, насколько устала. Но под дверьми центра я всегда оказывалась самой первой — мне не терпелось увидеть сына. Мы посещали эту импровизированную ГКП полгода, пока нам не выделили путевку в настоящий детский сад.
к содержанию ↑Группы кратковременного пребывания (ГКП): стоит ли отдавать туда ребенка
Есть такое понятие, как «домашние» дети – это малыши, которые до школы не посещали детский сад, а находились полностью под присмотром родителей (или одного из них), няни или бабушки с дедушкой. Педагоги и психологи уверяют, что «домашнего» ребенка очень легко отличить от сверстников – он замкнут, стеснителен или, наоборот, агрессивен, словом – проявляет качества характера, которые не позволяют ему влиться в коллектив и чувствовать себя комфортно в школе. А это, в свою очередь, мешает его развитию и обучению.
Решение не отдавать малыша в детский сад зачастую не блажь, а проявление искренней родительской любви. Не секрет, что многие дети тяжело привыкают к дошкольным учреждениям и при виде их слез при расставании у мамы душа разрывается, а некоторые крохи закатывают такие истерики, что куда проще прижать ребенка к себе и бегом бежать домой, лишь бы избавить его от этого «ада». Чтобы малыш мог быстрее адаптироваться к детскому саду, почти при любом детском дошкольном учреждении функционируют группы кратковременного пребывания детей от года до 3 лет.
Давайте разберемся, в чем их особенности и каким образом они могут помочь и ребенку, и его родителям.
Как определить, отдать ребенка в ГКП или нанять для него няню?
к содержанию ↑Что такое группа кратковременного пребывания в детском саду
В отличие от яслей, куда малышей до трех лет отдают на полный день, в ГКП дети проводят всего лишь 3 часа. Если утрировать, можно сказать, что это своеобразные экспресс-ясли, которые решают следующие задачи:
- социализация ребенка;
- адаптация его к условиям пребывания в детском саду;
- всестороннее развитие, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями малыша.
Особенности групп кратковременного пребывания в том, что воспитатели в них не просто присматривают за ребенком в течение дня и время от времени проводят игры и занятия, а в условиях ограниченного времени максимально полно развивают его память, мышление, воображение, учат взаимодействию с другими детьми, прививают навыки самостоятельности.
Нужна ли няня ребенку?
В качестве альтернативы детским садам в целом и ГКП в частности многие родители выбирают няню. Плюсы данного решения:
- Ребенок все время находится под присмотром.
- Соблюдается индивидуальный режим – кормление, прогулки, сон.
- С ним играют и проводят обучающие занятия.
Минусы: вы не можете быть абсолютно уверены, что ему будут предоставлены все перечисленные плюсы. Пуская в дом постороннего человека, даже если у него на руках ворох положительных рекомендаций и корочка выпускника педагогического вуза, вы полагаетесь лишь на его добрые намерения и ответственность.
У групп кратковременного пребывания тоже есть свои сильные и слабые стороны. Их плюсы:
- Социализация. Ребенок общается со сверстниками и со взрослыми педагогами, учится адекватно реагировать на проявление к нему внимания со стороны чужих людей и доброжелательно взаимодействовать с ними.
- Развивающие занятия. В ГКП предусмотрены все виды занятий, направленных на развитие малыша, – лепка, рисование, конструирование, физкультура, музыка и др.
- Наблюдая за другими детьми, ребенок приобретает новые навыки использования предметов окружающего мира, учится самостоятельности.
- В ГКП не предусмотрено питание детей, только питьевой режим. Поэтому перед тем, как отводить в группу ребенка, необходимо убедиться, что он сытый.
- Все дети разные и по-разному реагируют на уход родителей. Кого-то педагог и новые игрушки смогут увлечь сразу, а кто-то может оказаться не готовым расставаться с мамой, несмотря на все старания воспитателя.
- В ГКП, как и в группе полного дня детского сада, ребенок может заразиться заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.
Задавая себе вопрос «Что лучше для ребенка – няня или ГКП?», тщательно взвесьте все плюсы и минусы одного и другого решения.
И у ГКП, и у найма няни есть свои плюсы и минусы
к содержанию ↑Когда в детский сад еще рано
Когда мы говорим о социализации детей от 1,5 лет, мы все же немного лукавим: обычно в этом возрасте ребенку достаточно родителей, братьев с сестрами и минимального взаимодействия с другими малышами на детских площадках. Однако часто случается и такое, что, например, маме нужно начинать работать — пусть удаленно, несколько часов в день, но все-таки концентрироваться и посвящать время серьезным рабочим задачам. С полуторагодовалым ребенком это сделать сложно, а сажать его на несколько часов за планшет или мультики — слишком грустно.
Как раз в таких случаях может помочь ГКП и другие группы по уходу и присмотру за детьми, которые еще не достигли дошкольного возраста. С малышами там поиграют, позанимаются, научат правилам жизни в детском саду, в который им вскоре предстоит пойти. Или окажут услуги по уходу, присмотру, развитию — если у ребенка есть какие-либо особенности здоровья.
И да, будет еще социализация и общение с другими детьми — как бонус.
В Москве существуют несколько таких форм дошкольного образования — в разных видах они работают с 1999 года. Сейчас это уже упомянутые группы кратковременного пребывания (ГКП), а еще группы для детей с особенностями здоровья и развития и программа «Ранняя помощь». Все они государственные (плата за них если и взимается, то символическая) и предназначены для детей с 1,5 лет.
«Каждая из этих форм учитывает потребности конкретного ребенка. Ведь кому-то нужно помочь с адаптацией к учебному заведению, кому-то — обеспечить интересный и познавательный досуг, а кому-то — предоставить поддержку логопедов, психологов, дефектологов», — говорит Анна Образцова. И подчеркивает, что основная задача этих типов образовательных услуг — создать условия для улучшения развития детей раннего и дошкольного возраста, а также детей с ограниченными возможностями здоровья или риском их возникновения.
к содержанию ↑Как работают ГКП
Группы кратковременного пребывания (ГКП) могут быть открыты на базе любого детского сада. Для этого достаточно Положения о группе (группах) кратковременного пребывания, разработанного и утвержденного приказом директора образовательной организации.
В ГКП принимают детей с 1,5 лет, а режим пребывания в них гибкий, то есть можно привести ребенка на час, а можно оставить на предусмотренные расписанием группы 2–3 часа, с прогулкой и музыкальным занятием. Питание и сон в ГКП не предусмотрены.
«Ход образовательного процесса в таких группах несколько отличается от тех же процессов в группах обычных детских садов. Одна из главных задач ГКП — включить ребенка в такую предметно-развивающую образовательную среду, которая бы соответствовала его индивидуальным потребностям и раскрывала его способности», — говорит Анна Образцова.
Работа в ГКП направлена на всестороннее развитие ребенка, на формирование основ школьного обучения. Кроме того, на базе этих групп родители могут получить поддержку и консультации специалистов по вопросам воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.
Есть и еще одно важное отличие ГКП от группы в детском саду
Каждый сад относится к тому или иному образовательному учреждению. Но если родители находят подходящую для их ребенка ГКП, совершенно не обязательно потом отдавать ребенка в школу, к которой относится сад с этой группой. Школа, которую родители считают приоритетной, останется таковой, даже если они выберут ГКП в другой образовательной организации.
Регистрация электронных заявлений о постановке на учет и направление детей на зачисление в группы кратковременного пребывания образовательной организации осуществляются через Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы.
к содержанию ↑Что такое ГКП для детей с особенностями здоровья и развития
Не всем подходят группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности. Для детей с различными особенностями здоровья открыты 14 групп кратковременного пребывания комбинированной и компенсирующей направленности. Они работают в разных районах города — на базе Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы.
Открываются такие группы по мере комплектования и работают в максимально гибком режиме: их можно посещать от 3 до 5 дней в неделю. Ребенок может оставаться там от 3 до 4,5 часа в день — в зависимости от потребностей. При этом родитель может доверить ребенка воспитателям, а может остаться с ним в группе — это предусмотрено правилами.
«Наполняемость таких групп определяется с учетом возраста и состояния здоровья детей, адаптационных периодов, специфики образовательной программы конкретного дошкольного образования. При формировании групп, безусловно, учитываются и нормы, установленные СанПиН», — объясняет Образцова.
к содержанию ↑Что такое программа «Ранняя помощь»
Программу «Ранняя помощь» эксперты предлагают семьям с детьми от 1,5 до 3 лет с особенностями психофизического развития, а также для детей из групп риска — биологического (по состоянию здоровья) и социального.
Эта форма образования меньше всего похожа на детский сад, а больше на то, что у родителей принято называть «развивашки», но только по форме. По сути же это психолого-педагогическая, коррекционная помощь.
«Получить поддержку по программе „Ранняя помощь“ можно в разных форматах — индивидуальном или групповом, при этом родитель полноценно участвует в образовательном процессе, становится членом команды специалистов, на равных подключается к занятиям. Родители и другие члены семьи могут получить консультацию специалистов: учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, инструкторов по адаптивной физкультуре. Вместе с ними обсудить особенности развития своего малыша, программу его занятий», — объясняет Анна Образцова.
В такие группы не нужно ходить каждый день: для каждого ребенка составляют индивидуальный маршрут, который может включать разный набор занятий, домашних визитов, консультаций. Все подбирается конкретно для каждого ребенка.
Что дети и родители могут получить на занятиях по программе «Ранняя помощь»
- помощь в адаптации ребенка и семьи к естественным жизненным ситуациям;
- помощь в развитии речи, коммуникативных навыков, мобильности ребенка;
- развитие у ребенка навыков самообслуживания и бытовых навыков;
- содействие развитию познавательной активности ребенка, его социализации;
- психологическое консультирование.
Свое развитие эта программа получила с принятием Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р). В Москве программу реализует Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы.
Следующая