Альтернативное образование детей: где учиться вместо обычной школы

Методы традиционной школьной системы подходят не всем. Многие родители хотят, чтобы школа предоставляла детям больше свободы и уделяла время не только умственному, но и нравственному, духовному и творческому развитию. В этой статье мы расскажем, какие альтернативы обычной школе существуют в нашей стране, рассмотрим их достоинства и недостатки.

12.7.2024Время чтения:5 минут

  • Содержание статьи

Получить основное общее образование обязан каждый гражданин России (статья 43 Конституции РФ). При этом в какой форме оно будет получено (в государственной, в частной школе или путём самообразования) — неважно. Главное, чтобы качество знаний соответствовало федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Альтернативное образование — это любой способ получения знаний, который не вписывается в рамки традиционной школы. Множество педагогических методик существуют параллельно с государственной образовательной системой, ничем не уступая, а порой и превосходя её в эффективности.

к содержанию ↑

Школы с альтернативными методиками

Альтернативное образование в России получают в нескольких типах школ.

к содержанию ↑

Школы с авторскими программами

У каждой авторской школы свой подход к образованию. Как правило, ученикам предоставляется больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а на воспитании личности. Так, в демократической системе Тубельского каждый ученик может участвовать в управлении школой, а оценки школьники ставят себе сами.

В школе Щетинина нет классов и уроков в привычном понимании — занятия ведутся в разновозрастных группах, где дети обучают друг друга.

Среди отечественных систем альтернативного образования есть ещё более оригинальные, например «Школа диалога культур». В ней последовательность классов соответствует разным стадиям развития общества — античность, средневековье, новое время и так далее. В каждом классе дети изучают научные и культурные достижения определённой эпохи.

к содержанию ↑

Школы Монтессори

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира — каждый учащийся получает знания в том объёме, в котором его интересует данный предмет. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на свои вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.

к содержанию ↑

Школы-парки

Похожая система реализована в школах-парках — ребята разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. В каждой школе-парке есть ученики-гости (те, кто пока только знакомятся с системой), ученики-клиенты (ребята, которым нужна помощь учителя по конкретным вопросам) и ученики-подмастерья, уже заинтересованные в конкретном предмете и помогающие учиться другим.

Вальдорфские школы

‍Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и реализует сильные стороны своей натуры под мягким руководством учителя. Большое внимание уделяется физическому труду, нравственному и эмоциональному развитию.

Заочная форма обучения как альтернатива обычной школе

На заочной форме обучения ребёнок числится в школе, но не ходит туда каждый день. За освоение программы и успеваемость заочников отвечает школа. Педагоги предоставляют им учебные материалы и устраивают консультации.

Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы в соответствии с программой и учебным планом.

Хотя на заочке ученик обязан следовать школьным правилам, эта форма образования предоставляет определённую свободу. Родители сами могут выбирать, где и как ребёнок будет готовиться, сколько времени посвящать занятиям и так далее.

к содержанию ↑

Кому подойдёт альтернативное образование

Согласно социологическому исследованию, проведённому специалистами МГУ в 2018 году, большинство родителей выбирают альтернативное образование для своих детей потому, что недовольны качеством знаний, предлагаемых обычной школой.

Не менее частой причиной оказывается желание избавить ребёнка от чрезмерных учебных нагрузок.

Большую группу родителей привлекает возможность совмещать альтернативное образование с профессиональным обучением (спортивным, музыкальным, художественным и так далее).

Четверть опрошенных не устраивала напряжённая психологическая обстановка в обычных школах.

к содержанию ↑

Учиться не посещая школу. Альтернативы, перспективы, подводные камни

С развитием интернет-технологий, общедоступности знаний и информации всё больше родителей и детей отказываются от традиционного школьного обучения, склоняясь к домашней форме освоения учебной программы.

Чем хорош и чем опасен такой подход?

У домашнего образования, бесспорно, есть и плюсы, и минусы.

Для начала, давайте посмотрим, кому оно подойдет

  1. Дети, профессионально занятые спортом, танцами, музыкой и те, у кого в жизни много, гастролей, репетиций и сборов.
  2. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе часто болеющие.
  3. Дети, регулярно путешествующие с родителями или подолгу находящиеся заграницей.
  4. Дети-отличники.
  5. И те дети, кто «окончательно устал от школы».
  1. Гибкий график занятий и их последовательность.
  2. Возможность заниматься в своем темпе.
  3. Изучение предметов на более наглядном, понятном и занимательном материале.
  4. Возможность не сталкиваться со своеобразием преподавателей, агрессивными сверстниками и заданиями «для галочки».
  5. Привлечение к обучению креативных, любящих детей и свою профессию педагогов
  6. Больше свободного времени.
  7. Возможность выборочно изучать дисциплины, сразу делая акцент на сильные стороны. ребенка. И, как итог, более точечный, прицельный и избирательный подход к образовательному процессу.
Новости по теме:   Продажа гаража за 295 000р: все, что нужно знать о сделке через МФЦ, сроках получения денег и рисках. Критерии важности и внешний вид договора включены. Готовы получить деньги в день сделки? Приложение договора включено

Давайте теперь посмотрим, какие «подводные камни» таит в себе обучение на дому.

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Минусы домашнего образования связаны, прежде всего с тем, что при всей свободе такого способа получения знаний, сохраняется необходимость соответствовать общеобразовательному стандарту и подтверждать свой уровень знаний на общей основе.

1. Экзамены и тесты могут быть сильно стрессовым мероприятием для ребенка.

Кроме того, ответственность за полноту освоения программы лежит на родителях. А это значит, что им самим предстоит искать задания, пособия, репетиторов, выстраивать стратегию и тактику обучения, то есть:

2. Затрачивать дополнительное время.
3.

Нести финансовые расходы.
4. Обзаводиться педагогической и методической подкованностью в учебном процессе.

5. Преодолевать сложности, связанные с мотивацией на обучение и самодисциплиной ребенка.

Еще один очевидный тонкий момент прохождения школьной программы на дому заключается в том, что такие дети часто остаются лишены полноценных межличностных контактов со сверстниками, их навыки непосредственного общения с людьми не тренируются, и это может привести к

6. Социальной депривации и дезадаптации.

Хорошей альтернативой образованию на дому или посещению ГБОУ могут стать дистанционные занятия в онлайн школе, которые, сохраняя многие плюсы домашнего обучения, нивелируют также и его минусы.

В дистанционном школьном обучении возможно:

  1. Контролировать и варьировать качество, количество и форму получаемых знаний.
  2. Проходить профильное тестирование с последующей возможностью выбора педагогов и предметов
  3. Двигаться по индивидуальному образовательному маршруту с учетом особенностей и талантов ученика
  4. Тьютерское сопровождение – то есть сопровождение педагога-подросткового психолога, который следит и корректирует мотивацию ребенка, его психологическое состояние, дает родителям и учителям обратную связь об успеваемости и эмоциональном настрое учащегося и помогает ему в затруднениях.

В любом случае, при выборе альтернативы обучению в школе, необходимо удостовериться в качестве получаемых знаний и навыков, и взвесить все «за» и против».

Важно помнить, что подростку после школы все равно предстоит идти во взрослую социальную жизнь: сдавать экзамены, общаться, отстаивать свое мнение, решать конфликты, взаимодействовать со сверстниками и старшими по рангу, демонстрировать свою компетентность, воодушевляться и разочаровываться.

И, чтобы переход не был болезненным, важно учесть реалии «обычной взрослой жизни» и подготовить к ним наших детей.

к содержанию ↑

В школу можно не ходить: плюсы и минусы домашнего образования

Некоторые родители не хотят отдавать ребенка в обычную школу. Там детей перегружают информацией, навязывают определенную систему ценностей и вообще заставляют «ходить строем». И тогда встает вопрос о домашнем обучении.

24 августа 2021Люция Сулеймановапсихология

Когда это выгодно?

Есть много объективных причин, по которым дети не могут посещать учебное заведение. Чаще всего это связанно с серьезными заболеваниями, которые не дают возможность ребенку систематически ходить в школу. Поводом может стать и разъездной характер жизни семьи, который не позволяет школьнику нормально учиться.

Кроме того, домашнее образование всегда присутствовало в жизни обеспеченных семей, тогда как коллективное образование всегда было уделом всех остальных. Состоятельные люди могли выбирать: либо отдать своего ребенка в привилегированную школу, либо организовать ему полноценное обучение с преподавателями на дому.

к содержанию ↑

Пространство вариантов

Есть несколько разновидностей внешкольного обучения.

  • Собственно домашнее обучение — персональные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и пр. Оформляется по медицинским показаниям.
  • Частичное домашнее обучение — посещение уроков выборочно по индивидуальному плану. Тоже нередко вынужденная мера для детей с особыми потребностями.
  • Семейное обучение — родители могут самостоятельно обучать своих детей, подбирать учебные материалы и составлять график обучения. Каждый год учащиеся обязаны проходить промежуточную аттестацию в школе, к которой они прикреплены. ГИА и ЕГЭ обязательны.
  • Экстернат — самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных без посещения школы. Оформляется по договоренности с руководством школы.

Источник: LightFieldStudios/Getty Images/iStockphoto

к содержанию ↑

В чем соблазн?

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Домашнее образование пестует индивидуальность. И современный социум акцентирует внимание именно на раскрытии личностного потенциала. С этим связывают будущую успешность человека.

Обычные школы предоставить индивидуальный подход не способны: в классе часто 25–30 человек, и педагог при всем желании не может «разорваться» на всех. Кроме того, школа — место, где применяется принцип «уравниловки», гибкий подход не предусмотрен.

Чуть получше ситуация в частных школах. В классе может быть 10–12 учеников, и каждому можно уделить достаточно внимания. Однако учебные заведения связаны общими для всех требованиями к подготовке учеников, государственными контрольными и экзаменами.

Учителя должны обеспечивать высокий уровень успеваемости независимо от возможностей учеников. Выходит, система для учителя важнее ученика. Это и сподвигает родителей к выбору домашнего или частного обучения.

Особенно тех, кто за спиной имеет собственный негативный опыт обучения в школе.

Новости по теме:   Каким образом диэлектрические перчатки проверяются на наличие проколов

Читайте также

  • Домашний детский сад: плюсы и минусы — личный опыт
к содержанию ↑

Правда или ложь?

Не забудьте спросить самого ребенка, хочет ли он учиться «на дому». Только преподнесите информацию объективно. Расскажите ему не только о том, что он получит («будешь вставать, когда хочешь, а не в 7.00», «будешь заниматься большим теннисом, а не бегать кроссы вокруг школы» и пр.), но и том, что пройдет мимо него (школьные линейки с их торжественностью, переменки, когда можно общаться с одноклассниками, олимпиады и концерты, возможность побыть без родительской опеки, на равных с остальными детьми, и испытать себя).

к содержанию ↑

… и недостатки

Прежде чем выбрать домашнее обучение для своего чада, нужно хорошо все обдумать, взвесить и понять, сможете ли вы компенсировать минусы такого «затворничества» для ребенка.

Если вы планируете сами стать для ребенка «первой учительницей», то посмотрите правде в глаза — сможете ли вы донести до него азы обязательных предметов, хватит ли у вас терпения объяснять ему непонятное. И даже если знаний и терпения достаточно в объеме начальной школы, то дальше, в средней, вряд ли даже эрудированная и начитанная мама сможет конкурировать с «предметниками».

Источник: Coloroftime/Getty Images/E+

Главная проблема индивидуального обучения в том, что ребенок не получает полноценную социализацию, он лишен опыта взаимодействия с «типовым» коллективом, где встречаются совершенно разные люди, сталкиваются характеры и идет деление ролей в коллективе.

Если у ребенка нет полноценного опыта общения с другими, ему будет сложнее стать активным участником общества. В школе много формального, но, с другой стороны, система «от звонка до звонка» дисциплинирует. Да, ребенок не рискует стать жертвой насмешек или травли, но с другой стороны, у него не будет реального взаимодействия со сверстниками и учителями, а значит, у него будет меньше естественных возможностей подготовиться к конфликтам во взрослой жизни.

Читайте также

  • «Домашний ребенок»: что учесть, если вы решили обойтись без детского сада
к содержанию ↑

Важность рутины

Постоянное, изо дня в день, общение с одними и теми же детьми, обучение с ними важны для формирования личности. И вот лишь несколько причин:

  1. происходит сознательный обмен опытом, и есть возможность бессознательно копировать успешные образцы, а также посмотреть на себя глазами других и оценить себя;
  2. соревновательный момент во время коллективного образования — это своего рода игра, которая дарит азарт;
  3. когда твои «находки» начинают использовать другие, это дополнительная мотивация узнавать новое и искать собственные пути решения задач.

Можно ли заменить общение со сверстниками в условиях школы, и компенсировать «затворничество» ребенка? Если постараться, то, наверное, можно. Есть множество секций и кружков, всевозможных лагерей и языковых школ. Однако позволит ли это в полном объеме общаться ребенку со сверстниками и проходить маленькие испытания, которые будут учить его принимать первые решения, ошибаться самому и учиться на ошибках других? Помните, что мама и папа не смогут всю жизнь страховать каждый шаг своей ненаглядной деточки.

И прежде чем принимать решение о домашнем образовании для своего ребенка, честно ответьте себе на вопрос, почему вам так страшно отпускать его хотя бы в маленькое, но свободное плавание — в начальную школу?

Больше полезных материалов о детском образовании читайте на нашем канале на Яндекс.Дзен .

к содержанию ↑

Можно ли не отдавать ребенка в школу?

Школа уже давно не всегда равно качественное образование. Большое количество учеников в классах, не всегда опытные и понимающие педагоги, отсутствие индивидуального и персонализированного подхода. Все эти проблемы часто заставляют родителей задуматься о том, как сделать процесс обучения ребенка комфортным и, главное, эффективным.

Несмотря на это, стереотип о том, что в школу нужно ходить обязательно и причем очно, до сих пор очень распространен.

С массовым развитием информационных технологий, получать качественное образование можно и дома.

Мы общаемся с родителями, которые только планируют перевести ребенка на Семейное образование, и решили выделить несколько распространенных мифов.

к содержанию ↑

Школа – это лучшее время в жизни каждого ребенка

Часто мы применяем все на себя. Наша психика устроена таким образом, что в памяти, в основном, остаются только положительные воспоминания. Стоит более детально углубиться в воспоминания, и становится ясно, не все так хорошо было, как показалось на первый взгляд.

Более того, счастливое детство не обязательно должно происходить в школе. Где, как раз, с точки зрения ребенка, радости не так уж и много.

Если спросить десять детей, что им нравится в школе, 9 из них ответят, что общение. На семейном обучении никто не лишает ребенка дружбы. В этой форме образования ребенок может общаться с детьми со схожими интересами, а не с теми, с кем попал в один класс.

Дело в том, что на семейном обучении у ребят есть очень много свободного времени для посещения дополнительных занятий и развития своих способностей, именно там они и находят друзей по интересам.

Узнайте, подходит ли вашему ребенку семейное обучение
Скачайте бесплатную инструкцию

к содержанию ↑

Качественные знания только в школе

К сожалению, несмотря на все современные тенденции образования, которые говорят о том, что должен преобладать персональный подход, добиться уже сейчас такого в рамках обычной школы невозможно.

Персональный подход подразумевает, что ребенок максимально развивает в себе те способности, к которым у него изначально есть склонности и бОльший интерес.

Новости по теме:   Авиакомпания S7 Airlines (Сибирь)

Если у вас растет будущий спортсмен, ему явно не нужно изучать физику олимпиадного уровня, достаточно базовых знаний школьной программы. Эти знания он гораздо быстрее освоит дома.

«На выходе» после окончания школы ребята не знают куда идти и чем заниматься, ведь они изучали теорию и совершенно не представляют, что такое практика.

Получите бесплатный доступ к онлайн-платформе ЦПСО

к содержанию ↑

Социализация возможна только в школе

Еще один очень распространенный миф. Социализация представляет собой жизненный опыт человека. Это никак не связано с погружением в среду сверстников.

Ребенок должен социализироваться среди разных групп людей.

Можно ли не отдавать ребёнка в школу?

Да, ведь согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», есть два способа обучения:

– в образовательных организациях,
– вне школ.

Что значит «вне школ»?
Это понятие включает две формы обучения:

– семейное образование с 1 по 9 классы,
– самообразование с 10 по 11 классы.

В чем преимущества Семейного образования?

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

– Возможность обучения по индивидуальной программе
Вы сами выбираете как учиться, когда, можете, при необходимости, подключать репетиторов.

– Возможность развития способностей ребенка
Принципы индивидуальности и персонализированного подхода заложены в семейном обучении. У ребенка больше времени на то, чтобы развивать свои способности и посещать дополнительные занятия.

Школьная программа изучается гораздо быстрее, ведь ребенок получает индивидуальный подход, что никак не реализовать в рамках школы, когда происходит совершенно обратная ситуация: один учитель на 30 детей.

– Вы можете быстрее окончить школу
На семейном обучении гораздо проще можно сократить общий срок обучения. Особенно большую популярность экстернат приобретает в старших классах.

– Ребенок быстрее учится
На семейном обучении вы сами выстраивание расписание, график и режим обучения. Поэтому школьная программа осваивается ребенком быстрее и комфортнее.

к содержанию ↑

Из каких форматов обучения выбирать, если ребенку и родителям по какой-то причине не нравится традиционное школьное обучение?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» выделяет две формы получения образования (статья 17):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в школах);
  • вне таких организаций.

Очно-заочное или заочное обучение в школе

Это форма обучения в классической школе, когда ребенок посещает не все уроки и учится не каждый день (очно-заочное обучение) или приходит в школу только в дни контрольных, зачетов и экзаменов (заочное).

Переход на эти формы нужно согласовать с администрацией школы, и по закону его можно организовать в любом образовательном учреждении (правда не все директора охотно на это соглашаются). Задача родителей — решить, как ребенок будет проходить программу (они могут обучать школьника сами, нанимать репетиторов или совмещать заочку в школе с другими формами альтернативного образования). Часть предметов можно посещать в школе, другую — изучать самостоятельно.

Но аттестацию придется пройти по всем дисциплинам, которые прописаны в школьной программе.

  • Всю ответственность несет школа: за предоставление учебных материалов, разработку и усвоение учебной программы, за промежуточную аттестацию и получение аттестата о среднем образовании.
  • При переходе с очного обучения на очно-заочное или заочное в той же школе ребенок не теряет возможность видеться с одноклассниками и учителями.
  • Не все школы соглашаются переводить учеников на очно-заочную или заочную форму обучения (иногда приходится жаловаться в вышестоящие инстанции).
  • Нужно придерживаться учебного плана, составленного конкретной школой, посещать школу по определенному графику, согласованному с администрацией.
  • При очно-заочной форме невозможно выбрать учителей.
  • Юным спортсменам, артистам и всем ребятам, у которых много дополнительных занятий днем.
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Тем, кто часто пропускает уроки по болезни.

«Моей старшей дочери восемь лет, закончила первый класс. С самого начала она была необычным ребенком: закрытым, самостоятельным, ответственным. Мы не водили дочку в детский сад, а к школе я готовила ее сама — в шесть лет ребенок уже мог заниматься по рабочим тетрадям без посторонней помощи.

Мне категорически не нравятся условия обучения в обычной школе: 30 человек в классе, общие стандарты для всех, дети тратят время на „ковыряние в носу“, не так много общаются и играют, а к оформлению работ учителя слишком уж придираются. К тому же, в школьном коллективе (как и в детском саду) нервная система ребенка перегружена общением со сверстниками и взрослыми, эмоциональными моментами, информационными потоками и звуковым шумом. Поэтому мы сразу выбрали заочную форму обучения.

Моя дочь учится два раза в неделю, обязательных предметов у нее три: математика, русский язык и чтение, в качестве дополнительных мы выбрали уроки по театральному искусству и физкультуру. Со школой есть договоренность, что заочников не очень „дергают“ в плане аттестации: если меня не устраивает оценка по ИЗО или, например, физкультуре, я могу подойти к учителям и объяснить, что дочка восемь часов в неделю занимается художественной гимнастикой, а также несколько лет изучает живопись с преподавателем, и проблема будет решена. Самое приятное, что у ребенка достаточно времени на любимые дополнительные занятия: гимнастику, рисование, архитектуру, — а также никаких проблем с социализацией благодаря кругу друзей и кружкам».

Следующая
РазноеВ чем разница между должностью и названием должности

Добавить комментарий