Что такое маржинальность бизнеса

Чтобы получать от своего бизнеса желаемый доход и влиять на него, нужно следить за показателями прибыли и рентабельности. Как это делать, рассказали эксперты Контур.Маркета. Спойлер.

Прибыль можно разделить на четыре разновидности: маржинальную, операционную, валовую и чистую. Отличия в том, какие расходы включать при расчете, а какие нет.

В этой статье:

Памятка управленцу о видах прибыли

Какие расходы учитываются Маржа Опер. прибыль Валовая прибыль Чистая прибыль
Переменные V V V в разрезе себестоимости товара/услуги V
Постоянные V V в разрезе себестоимости товара/услуги V
Все остальные V

Что такое маржа и как ее рассчитать

lead

Маржа — это разница между выручкой и переменными расходами, то есть расходами на производство и продажу продукта. Маржа показывает, сколько денег бизнес получил после продажи.

Маржа = Выручка − Переменные расходы

Разберем показатель на примере. Производитель диванов получил 4 000 000 ₽ выручки. Из них он потратил 1 500 000 ₽ на материалы, сдельную плату рабочим и проценты с продажи менеджерам.

Это переменные расходы — они связаны с объемами производства: чем больше диванов изготовили, тем выше издержки.

Зная выручку и переменные расходы, можно подсчитать маржу: вычесть из выручки переменные расходы. Маржа = 4 000 000 ₽ − 1 500 000 ₽ = 2 500 000 ₽.

Новости по теме:   Советы начинающим медсёстрам⁠⁠

Давайте разберемся, зачем это нужно.

к содержанию ↑

Что такое маржинальность и чем она отличается от маржи

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Маржинальность — отношение маржи к выручке. Маржа показывает продуктивность: сколько бизнес заработал на продажах. А маржинальность оценивает эффективность: насколько выгодно компания продавала продукт.

Маржу считают в денежном выражении, а маржинальность — в процентах.

Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%

Пример. В январе бизнес получил 200 000 ₽ выручки, маржа — 113 000 ₽. Маржинальность — 56,5%.

Посмотреть расчеты

Максимальный показатель маржинальности — 100%, а минимальный — −100%. Отрицательный показатель означает, что бизнес не заработал, а понес убытки.

Пример. Компания получила заказ на 70 000 ₽ и произвела товар с браком. Пришлось за свой счет заново покупать материалы и переделывать работу. Расходы на производство, то есть переменные расходы, составили 80 000 ₽, а маржинальность — −14,3%.

Посмотреть расчеты

к содержанию ↑

Виды маржинальности товаров

Можно встретить разделение продуктов на низко-, средне- и высокомаржинальные. Обычно границы этих показателей выглядят примерно так:

низкомаржинальные — до 30%;среднемаржинальные — до 50%;высокомаржинальные — от 50%.

Но единой меры того, какая маржинальность высокая, а какая — низкая, нет. Например, по разным оценкам границу низкой маржинальности устанавливают как на уровне 10%, так и на уровне 30%.

Также нет единой маржинальности, которая закреплена за одним видом товаров. Размер зависит от спроса, конкуренции, платежеспособности аудитории и себестоимости производства. Даже в одной нише маржинальность у разных продавцов может отличаться: у одного 10%, а у другого 40%.

к содержанию ↑

В чем разница между маржинальностью и наценкой

Эти два показателя иногда путают, хотя между ними есть существенные различия:

маржинальность показывает долю прибыли в выручке;

наценка — это процент, который прибавляют к себестоимости или закупочной цене, чтобы получить прибыль.

Если нужно посчитать наценку, можно воспользоваться формулой:

Наценка = (Цена − себестоимость) / себестоимость × 100%

Новости по теме:   Что выбрать: новостройку или вторичку

Пример. Себестоимость товара — 5 000 ₽, а цена, по которой продавец продает товар, — 12 500 ₽. Получается, наценка — 150%.

Посмотреть расчеты

Теперь рассчитаем маржинальность: для этого нужно знать маржу и выручку. Выручка — 12 500 ₽, маржа — 8 500 ₽.

Посмотреть расчеты

Маржинальность — отношение маржи к выручке, умноженное на 100%, — равна 68%.

Получается, наценка на товар — 150%, а его маржинальность — 68%.

к содержанию ↑

Подключите бесплатную онлайн-бухгалтерию

Занимайтесь бизнесом, пока мы занимаемся бухгалтерией

В чем разница между маржой и прибылью?

Маржа и прибыль: в чем разница? Суть обоих терминов в различных экономических сферах. Как рассчитывается маржа?

Что такое прибыль

Оценивая, чем маржа отличается от прибыли, нужно помнить, что последняя помогает определить руководству верность выбранного вида деятельности. Прибыль – это ситуация, когда доходов от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг больше, чем расходов.

Как мы уберегли клиента от потери 1,1 млн. рублей

Или кейс о том, чем может обернуться неправильная оптимизация налогов

В кейсе вы узнаете:

  • Как ИП на ОСНО хотел сменить режим налогообложения
  • Что не предусмотрел их бухгалтер
  • Как Главбух Ассистент помог клиенту не потерять деньги

Передайте бухгалтерию в Главбух Ассистент, чтобы действительно экономить на налогах.

Формула расчета чистой прибыли (П) выглядит так:

Выручка – Себестоимость (услуги, товара, работы) – Управленческие издержки (планирование, анализ, контроль) – Коммерческие издержки (транспортные расходы, поиск клиентов) – Оплата процентов банкам или контрагентам – Затраты на уплату налогов – Внереализационные расходы – Прочие затраты + Полученные процентные надбавки + Внереализационные доходы + Прочая выручка = П

Разница между маржой и чистой прибылью выражается в том, что последняя включает в себя все виды расходов, понесенные предприятием за определенный период. Остаточный доход подлежит распределению между руководителями и сотрудниками фирмы, используется для закупок нового оборудования, инвестирования в развитие фирмы.

Снизить расходы предприятия можно за счет правильно составленной бухгалтерской отчетности и прилежного ведения бухгалтерии. В этом поможет сервис Главбух Ассистент. Это недорого.

Новости по теме:   Как получить эмансипацию в 16 лет: все секреты и документы
к содержанию ↑

Маржа как оценочный инструмент

Маржа – это разница между выручкой и производственными затратами на создание товара, выполнение работы или оказания услуги. Этот показатель необходим для оценки эффективности создания конечного продукта. Чем меньше затрат ушло на его производство без потерь в качестве и чем адекватнее установлена стоимость реализации, тем больше клиентов получит компания.

В данном случае трудно проследить, в чем разница между маржой и валовой прибылью (не путать с чистой!). Они вычисляются аналогично: вычитанием из полученной выручки себестоимость затрат на производство продукции. Однако валовую прибыль принято отражать в денежном эквиваленте, тогда как маржа указывается в процентах.

Компания Х занимается изготовлением мебели. Она стала выпускать бежевые диваны в минималистичном дизайне. Цена единицы изделия определяется так:

  • затрат на сырье – дерева, обивки и ткани (20 тыс. руб.);
  • оплату труда мастеров (20 тыс. руб.)
  • расходов на транспортировку мебели в торговые центры (2 тыс. руб.);
  • наценки на товар (условно 3 тыс. руб.).

Окончательная стоимость дивана:

20 000 + 20 000 + 2 000 + 3 000 = 45 000 руб.

Не считая наценки, себестоимость единицы мебели равна 42 тыс. руб.

Чтобы рассчитать маржу с выручки, нужно воспользоваться формулой:

(ОЦП – СС) ÷ ОЦП * 100,

где ОЦП – окончательная цена продукции;

СС – ее себестоимость.

Подставляем известные значения:

(45 000 – 42 000) ÷ 45 000 * 100 ≈ 6,7%

Мы получили значение валовой маржи, а валовая прибыль будет равна:

45 000 * 0,067 = 3 015 руб.

Общий результат, полученный по формуле, не может превышать 100%.

Оценить эффективность производственных процессов и сбыта готовой продукции помогут эксперты Главбух Ассистент, предоставив заказчику полные данные о доходности его предприятия за счет бухгалтерской отчетности.

Следующая
Разное3.1 Общие понятия

Добавить комментарий