Детям с ограниченными возможностями здоровья
Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:
- Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
- Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
- Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
- Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
- Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
- Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.
к содержанию ↑Психологические особенности детей с ОВЗ
Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:
- Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
- Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
- Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
- Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
- Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
- Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
- Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
- Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
- Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
- Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение
к содержанию ↑Шкала ограниченных возможностей
Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.
Недуг
Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.
Дефекты с потерей жизненно важных способностей
На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.
Недееспособность
Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.
В школе
С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.
Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:
- страх перед обществом;
- неумение общаться на равных;
- низкая самооценка, излишняя стеснительность.
Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.
В помощь родителям
к содержанию ↑Дети с ОВЗ: информация, помощь, рекомендации
К детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) относят детей, имеющих установленную инвалидность, а также какие-либо нарушения психического или физического развития: как постоянного, так и временного характера. Это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, патологии опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, ЗПР, аутизм и т.п. Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.
к содержанию ↑Нарушения зрения
В зависимости от степени имеющейся патологии зрения можно выделить:
- невидящих детей, которые почти не способны пользоваться зрением в своей деятельности (острота зрения в очках до 4%);
- слабовидящих детей (острота зрения в очках 5-40%);
- детей с пониженным зрением (острота зрения при ношении очков 50-80%).
Нарушения слуха
К ограничению возможностей здоровья у ребенка могут приводить стойкие двусторонние нарушения, связанные с развитием слуховой функции:
- тугоухость, влекущая за собой значительное затруднение устного речевого общения;
- глухота, делающая его полностью невозможным.
Под тугоухостью при этом понимается стойкое снижение слуха, степень которого может быть различной: от небольших затруднений при восприятии слов, произносимых шепотом, до серьезных ограничений в восприятии речи средней громкости. Дети с тугоухостью считаются слабослышащими. В свою очередь, глухие дети имеют более глубокие нарушения слуховой функции, являющиеся, как правило, врожденными или приобретенными в младенчестве.
к содержанию ↑Речевые нарушения
Что касается речевых патологий, то здесь возможны психофизические отклонения различной степени, приводящие к нарушению коммуникативной и познавательной речевых функций. Иными словами, из-за имеющихся отклонений ребенок не может использовать речь для общения с окружающими и для познания внешнего мира.
При этом такие дети имеют нормальный слух и зрение, являются интеллектуально сохранными. Этим они отличаются от малышей с речевыми нарушениями при олигофрении и ЗПР, а также от детей с патологиями зрительной, слуховой систем и т.п.
к содержанию ↑Умственная отсталость
Диагноз «умственная отсталость» ставится детям, которые имеют стойкие, необратимые нарушения в развитии психики (преимущественно в интеллектуальной сфере).
В большинстве случаев эти нарушения формируются еще в раннем возрасте или в период нахождения в материнской утробе. Связаны они обычно с органической недостаточностью нервной системы.
к содержанию ↑Патологии опорно-двигательной системы
К детям с ОВЗ также относят ребят, имеющих различные патологии двигательной функции. Например:
- нарушения координации движений;
- искажение двигательного темпа;
- ограничение подвижности и т.д.
Подобные нарушения существенно затрудняют осуществление ребенком двигательных актов или делают их полностью невозможными. Они могут быть как врожденными (аномалии развития опорно-двигательного аппарата), так и приобретенными (травмы и т.п.).
к содержанию ↑Помощь детям с ОВЗ
Статистика показывает, что компенсация нарушений у детей с ОВЗ напрямую зависит от того, как рано была начата целенаправленная коррекционная работа с ребенком.
Благодаря тому, что детская нервная система является довольно пластичной и гибко реагирующей на внешние воздействия, своевременная диагностика и коррекция нарушений может привести к значительным результатам. Основные усилия родителей и специалистов при этом направляются на создание оптимальных условий для психического развития малыша и его социальной адаптации.
к содержанию ↑Рекомендации для родителей
Родителям, которые воспитывают детей с ОВЗ, важно помнить, что развитие и обучение таких малышей требует регулярных занятий, которые рекомендуется начинать как можно раньше.
Так, например, при наличии у ребенка речевых нарушений, важно помнить, что развитие речи — это сложный процесс, разворачивающийся постепенно и иногда сопровождающийся различными нарушениями. Овладевая речью, ребенок многое перенимает у близких ему людей. Поэтому, взаимодействуя с малышом, старайтесь разговаривать с ним «лицом к лицу».
Следите за тем, чтобы ваша собственная речь была четкой, простой, емкой и лаконичной. Это позволит ребенку научиться правильной координации своих речевых органов. Избегайте сложных грамматических конструкций, трудно усваиваемых детьми.
Чтобы вовлечь малыша в процесс овладения речью, поощряйте его инициативу. Просто следуйте за ним: называйте предметы, на которые он смотрит или которые берет в руки. Постоянно озвучивайте то, что делаете сами, для чего и зачем.
Для развития способности звукоразличения полезными окажутся игры по типу «Угадай, что прозвучало», «Кто так говорит?» и т.д. Чтобы улучшить артикуляцию, обучите ребенка гимнастике для языка.
Не менее важна и стимуляция пальцев рук. Все дело в том, что зоны коры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, располагаются в непосредственной близости друг к другу. Таким образом, стимуляция одной зоны ведет к активации другой.
Для этой цели можно перебирать крупу, лепить, нанизывать бусины на веревку, вкладывать формы в прорези и т.д.
Занятия с ребенком будет гораздо более эффективными, если они протекают в интересной для него деятельности: в играх, повседневных занятиях и т.д. Более старшим детям рекомендуется больше читать, рассказывать наизусть, петь, разыгрывать спектакли.
В целом же, дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны взрослых. Не следует быть с ними слишком строгими и требовать от них невозможного. Относитесь с пониманием к ограничениям ребенка, но при этом старайтесь сделать все необходимое для того, чтобы компенсировать имеющиеся нарушения.
к содержанию ↑Список заболеваний, относящихся в ОВЗ
Я часто пишу о работе с детьми с ОВЗ, о разных методиках и подходах, но вот кто же эти дети с ограниченными возможностями здоровья, которых именуют этой краткой аббревиатурой?
Прежде всего, важно отметить, что отклонения здоровья могут носить и физический, и психологический характер. Подобные отклонения предусматривают необходимость особого отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.
к содержанию ↑Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:
1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)
В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
2. задержка психического развития (ЗПР)
В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)
Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.
4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)
В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.
5. речевые отклонения
Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата
Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.
7. расстройства поведения и общения
В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.
8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)
В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.
Надеюсь, теперь вы имеете хотя бы общее представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья. Если статья оказалась для вас полезной, пожалуйста, поставьте «лайк». Подпишитесь на новости, если вы еще не с нами, буду рада новым читателям моего блога!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
к содержанию ↑Кстати, рекомендую прочитать:
Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
Опубликовано: 16.11.2016
Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…
Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Опубликовано: 17.01.2017
Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» – что подразумевает этот статус?
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица.
Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
к содержанию ↑В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ – это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе.
При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ».
В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
- Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
- Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
- При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
- Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими школьного образования.
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК.
К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
к содержанию ↑Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату.
К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
Следующая