Дошкольное образование в России– как в нашей стране воспитывают и обучают детей до 7 лет
Под дошкольным образованием в России понимают воспитание, обучение и развитие детей-дошкольников (с 2 месяцев до 7 лет), присмотр и уход за ними, их оздоровление. Обязательным оно не является. Родители могут воспитывать ребенка до школы дома или водить его в учреждение дошкольного образования (детский сад), учреждение общего образования (предшколу), учреждение дополнительного образования (центр раннего развития).
Дошкольное образование строится на основе следующих принципов:
- Каждый ребенок полноценно проживает все этапы детства.
- Образование соответствует возрасту детей.
- Обучение и воспитание ведутся с учетом особенностей каждого ребенка.
- Ребенок признается полноценным субъектом дошкольного образования.
- Познавательные интересы и деятельность формируются у детей с помощью разных видов и форм деятельности.
- Дети знакомятся с традициями и социокультурными нормами семьи, общества и страны.
- Воспитатель поддерживает инициативу ребенка во всех видах деятельности.
- ДОУ активно взаимодействует с семьями воспитанников.
- Учитываются этнокультурные особенности воспитания каждого ребенка.
Цели и задачи дошкольного образования
Детские ясли – первое звено российской образовательной системы. Цели и задачи современного дошкольного образования связаны со всесторонним развитием дошкольника. Сотрудники ДОУ не просто присматривают за детьми, пока родители на работе, но и создают условия для укрепления их физического здоровья, для социально-личностного, индивидуального, художественно-эстетического развития, обучают по общим и коррекционным программам, готовят к поступлению в школу.
Воспитатели обязательно взаимодействуют с семьями детей.
Современная концепция дошкольного образования
У российской государственной системы дошкольного образование нет аналогов в мире, в первую очередь по доступности – бесплатно отдать ребенка в детский сад могут все граждане страны.
У нас в стране дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях несколько часов (в группах кратковременного пребывания), весь день (обычно с 7-8 до 18-19 часов) или круглосуточно.
Детей отдают в детский сад, чтобы они не только были под присмотром, пока родители на работе, но и:
- проходили обучение по образовательным программам – общим или коррекционным (ФГОС дошкольного образования был принят в 2013 году);
- социализировались;
- физически развивались;
- проходили регулярные медосмотры.
Воспитатель в российском детском саду знакомит детей с новыми понятиями и явлениями, стимулирует интерес к знаниям. Благодаря этому дети легче адаптируются к начальной школе.
к содержанию ↑Виды российских ДОУ
Дошкольное образование в России можно получить в следующих учреждениях:
- Детский сад – учреждение, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Может быть общего, комбинированного (группы разной направленности), компенсирующего вида (группы для детей с ОВЗ), оздоровительным, с приоритетным направлением развития (интеллектуальным, физическим и т. д.).
- Центр детского развития – учреждение с образовательной программой, превышающей требования ФГОС ДО. В таких ДОУ делают акцент на интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии детей. В центре могут быть изостудия, детский театр, бассейн, компьютерный класс и т. д.
Педагогический персонал детского сада. Какие профессии есть в дошкольном образовании?
- Методист – проводит методическую работу с воспитателями и педагогами, обеспечивает реализацию основной образовательной программы и дополнительных программ в ДОО
- Старший воспитатель – организует совместную работу воспитателей и других специалистов ДОО, отвечает за взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников.
- Воспитатель – присматривает за детьми на протяжении всего дня, организует их деятельность в соответствии с требованиями образовательной программы.
- Музыкальный руководитель – проводит музыкальные занятия, утренники и другие мероприятия.
- Инструктор по физической культуре – проводит оздоровительно-профилактическую работу и занятия для физического развития детей.
- Педагог-психолог – выявляет и корректирует психолого-педагогические проблемы у детей, проводит консультации и оказывает психологическую помощь как воспитанникам ДОУ, так и педагогам, родителям.
- Логопед – диагностирует и корректирует нарушения в развитии речи детей.
- Педагоги дополнительного образования – проводят занятия по театрально-игровой деятельности, ИЗО, экологии, ритмике, иностранному языку и другим предметам, которые изучают дети в соответствии с программой учреждения дошкольного образования.
- Помощник воспитателя, младший воспитатель – помогает воспитателю в организационных вопросах, присмотре за детьми: готовит все необходимое для приемов пищи, гигиенических процедур, помогает одевать малышей для прогулки и т. д.
Изучить теоретические основы дошкольного образования и получить профессиональные компетенции для работы в ДОУ можно на дистанционных* программах профпереподготовки на базе высшего или среднего профессионального образования. Вы можете получить на курсах квалификацию Воспитатель в дошкольной образовательной организации: проектирование и реализация деятельности с учетом ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста», Педагог раннего развития детей. Методики раннего познавательного и творческого развития ребенка с присвоением квалификации «Педагог раннего развития» и т.
д.
Если вы уже работаете в детском саду или центре развития, обратите внимание на программы повышения квалификации по основным вопросам дошкольного образования: современным методикам, технологиям, формам обучения и воспитания, требованиям к образовательным программам по ФГОС ДО и т. д. Вот самые популярные из них:
- Организация деятельности воспитателя в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО (86 ч) . Курс о том, как правильно планировать и реализовывать образовательную деятельность в ДОУ с учетом требований образовательного стандарта, оценивать результаты детей, проводить психолого-педагогическую диагностику воспитанников, составлять их социальные портреты и т. д.
- Обучение английскому языку в дошкольной образовательной организации. Проектирование и реализация вариативных образовательных программ по английскому языку в дошкольном образовании с учетом ФГОС ДО (188 ч) . Этот курс учит преподавателей английского языка работать с дошкольниками. В нем собраны самые эффективные и отвечающие требованиям образовательного стандарта технологии и методические приемы обучения малышей иностранному языку.
- Подготовка к школе детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (86 ч) . Программа знакомит с эффективными подходами к подготовке детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс.
На каком бы этапе развития не находилось дошкольное образование в России, педагоги и воспитатели остаются его центральными фигурами. И если они будут заинтересованы в профессиональном развитии и росте, ответственном подходе к должностным обязанностям, будут понимать и любить детей, их воспитанники получат все необходимое для полноценной социализации и перехода в начальную школу.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
к содержанию ↑Программа воспитания в детском саду
Программ воспитания детей существует великое множество, и каждый детский сад имеет право составить свою программу, однако при этом необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в соответствующих нормативных актах: Федеральном законе «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания.
В современном дошкольном образовании такая Программа стала необходимым нормативно-правовым документом, на основании которого проходит получение лицензии, аккредитация и аттестация учреждения, а также организация дополнительных платных образовательных услуг. В программе воспитания в детском саду должны быть обоснованы выбранные методики воспитания и способы организации воспитательного процесса и доступно описаны основные особенности воспитательно-образовательной системы, принятой в данном детском саду.
Если программа дошкольного образования нужна для того, чтобы сформулировать цели и задачи воспитания, то реализуются они с помощью различных методик и технологий. Технологии дошкольного образования позволяют объединить в целостную систему отдельные приемы и методики и организовать воспитание детей наиболее рациональным и эффективным способом. Чаще всего технологии обучения создаются воспитателями непосредственно на основе собственного опыта воспитания детей, что гарантирует быстрое достижение желаемых результатов.
Сегодня во многих детских садах технологии образования строятся на базе известных воспитательных методик, например, Монтессори, Никитиных, Домана. Каждая из них ориентирована преимущественно на какой-либо один аспект развития ребенка, поэтому главная задача родителей при выборе детского сада — внимательно изучить применяемые там методики воспитания и самим определить, какая из предложенных систем в большей степени соответствует индивидуальным особенностям ребенка. С другой стороны, задача работников детского сада заключается в том, чтобы подобрать такую совокупность методик, которая обеспечит всестороннее развитие детей.
Следующая