Инклюзия. Основые иал на тему

Инклюзия – включение, вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, соответствующей его способностям.

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм. Статус «Ребенок с ОВЗ» устанавливается ПМПК.

Дети-инвалиды – дети (до 18 лет), имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Дети с ОВЗ, для которых возможна инклюзия:

АООП 2: слабослышащие и позднооглохшие;

АООП 4: слабовидящие обучающиеся;

АООП 5:обучающиеся с тяжелым нарушением речи (ТНР);

АООП 6: обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

АООП 7: обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР);

АООП 8: обучающиеся с расстройством аутистического спектра (РАС).

ОО- образовательная организация;

ФГОС НОО -федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общегообразования;

ФГОС НОО ОВЗ — федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

ФГОС О у/о — федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Новости по теме:   Как проверить подлинность диплома за 5 минут

ПМПК — психолого- медико- психологическая комиссия ;

ПМПк — психолого- медико- психологический консилиум;

ООП НОО — основная общеобразовательная программа начального общего образования;

АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа;

ПАООП – примерная адаптированная основная общеобразовательная программа;

ПАООП НОО — примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования;

СИПР- специальная индивидуальная программа развития;

ИПРА_ индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к деятельности.

Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к деятельности.

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные навыки, функции, а цель реабилитации – восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

к содержанию ↑

Здесь рады всем: что такое инклюзия и зачем она нужна в образовании и бизнесе

Мы слышим про инклюзию отовсюду: о ней говорят в образовании, бизнесе, культуре и в обществе в целом. Что это такое, зачем она нужна и какие есть примеры реализации принципа инклюзивности в России — в материале Forbes Life

Услышав слово «инклюзия», мы сразу представляем себе пандусы, классы детей с ограниченными возможностями здоровья и кафе, где работают люди с синдромом Дауна. На деле в российском обществе и сознании люди с инвалидностью чаще всего отделены от большинства граждан: наши дома и улицы не приспособлены для того, чтобы по ним могли перемещаться люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), наши школы и университеты не инклюзивны и рассчитаны на нейротипичных детей, а рабочие места для инвалидов, кажется, бывают только в социальной рекламе. Изменить это и стремится инклюзия.

Инклюзия (от inclusion — включение) представляет собой процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь, а также разработку и принятие конкретных решений для этого. Когда мы называем среду, школу или пространство инклюзивными, мы имеем в виду, что все люди в одинаковой степени имеют доступ и могут принадлежать к ним.

Новости по теме:   Как узнать подтверждена ли учетная запись на Госуслугах

Материал по теме

С точки зрения инклюзивного подхода инвалидность — это социальная проблема, а самое понятие «инвалид» возникает в тот момент, когда человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с невозможностью совершать какие-то действия из-за ограничений окружающей среды. В инклюзивном обществе среда — то, что нам предстоит исправлять, а не человек. Так, инклюзия становится понятием, которое охватывает не только инфраструктуру: образование, рабочие места, общественные пространства тоже становятся инклюзивными.

к содержанию ↑

На каких принципах строится инклюзивное общество

По данным ВОЗ, около 1 млрд (или 15% населения Земли) людей в мире имеет инвалидность, более 100 млн из них — дети. Права людей с инвалидностью защищает Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН в 2006 году, Россия ратифицировала ее в 2008 году. Согласно этому документу, подписавшие его страны должны обеспечить людям с инвалидностью равенство, доступность среды, образование и возможность трудиться, участие в культурной жизни и индивидуальную мобильность.

Среди основных принципов Конвенции можно перечислить:

  • уважение достоинства человека и его свободы выбора;
  • недискриминацию;
  • эффективное вовлечение в общество;
  • уважение особенностей людей с инвалидностью;
  • равенство возможностей;
  • гендерное равенство.

В сентябре 2015 года ООН приняла новую программу в области устойчивого развития, состоящую из 17 целей, которые нужно достигнуть к 2030 году. Все они могут называться инклюзивными, потому что призваны обеспечить равенство возможностей. Семь из них имеют непосредственное отношение к людям с инвалидностью, например всеобщий доступ к медицине и образованию.

Так что на бумаге и в планах общественных организаций создание инклюзивных среды и общества как будто бы не за горами.

Реальность пока далека от декларируемых принципов и инклюзии. На сегодня в России насчитывается более 11,7 млн людей с инвалидностью, среди них 700 000 детей. В 2020 году больше половины опрошенных инвалидов были готовы и хотели вести активный образ жизни.

Новости по теме:   Полезные телефонные номера! ⁠⁠

При этом только 9,6% многоквартирных домов, где проживают люди с инвалидностью, оборудованы лифтом или подъемником, пригодным для инвалидных колясок и могут хотя бы отчасти называться инклюзивными. А среди городских автобусов в России оборудованными для маломобильных пассажиров в 2020 году были 22,8%. Получается, даже имея желание и стремление выйти из дома, большинство людей с особенностями здоровья просто не могут это сделать (что напрямую противоречит статье 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

По словам исполнительного директора благотворительных фондов «Абсолют-Помощь» и «Свет» Анны Скоробогатовой, с точки зрения инклюзивного подхода есть препятствия, которые можно решить привлечением ресурсов: «Школам не хватает подготовленных кадров, в том числе тьюторов, и финансирования для создания специальных условий: могут понадобиться пандусы, адаптированные материалы, специальные устройства для обучения. Кроме того, не всегда ребенок может добраться до школы».

Однако не меньшее значение имеет готовность общества к инклюзии: «У нас по-прежнему очень много стереотипов в отношении людей с инвалидностью, которые мешают созданию нормальных партнерских отношений между родителями, учениками и учителями», — говорит Анна. Описывая собственный опыт общения с родителями в детском саду и в школе, она объясняет, что поведение и отношение родителей в первую очередь зависит от поведения воспитателей или педагогов. «У нас была ситуация, когда моего сына с РАС выжили из группы, потому что воспитателю хотелось послушного ребенка», — рассказывает Скоробогатова.

Следующая
РазноеКак задать вопрос мэру Москвы

Добавить комментарий