Казённые, автономные и бюджетные учреждения: в чём разница и каковы особенности их закупочной деятельности
Государственное или муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным (ч. 1 статьи 123.22. ГК РФ). Такие наименования учреждений являются типами организационно-правовой формы юридического лица.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным (ч. 1 статьи 123.22. ГК РФ). Такие наименования учреждений являются типами организационно-правовой формы юридического лица.
Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов госвласти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами, в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодёжью в указанных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Пример: АНО «Культурный центр России».
Автономные учреждения при осуществлении закупочной деятельности руководствуются преимущественно положениями № 223-ФЗ за исключением ряда случаев (п. 4, п.6 ст. 15 № 44-ФЗ).
Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов госвласти (госорганов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (Распоряжения Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р). Пример: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1».
Бюджетные учреждения — это основной вид заказчиков, которые в своей закупочной деятельности обязаны руководствоваться нормами № 44-ФЗ. Однако у бюджетных учреждений есть право применять в своей закупочной деятельности положения № 223-ФЗ при условии, что закупки осуществляются за внебюджетные средства, а за счёт средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от граждан и организаций (кроме средств ОМС) и (или) грантов (ч. 2 ст.
15 ФЗ № 44-ФЗ).
Казённое учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполнение работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности такого учреждения производится за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (Распоряжения Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р).
Пример: ФКУ «Центр физической подготовки и спорта МЧС России».
Закупочная деятельность казённых учреждений ведётся в рамках № 44-ФЗ. Они могут осуществлять приносящую доход деятельность, но все полученные доходы должны перечисляться в бюджет РФ (ч. 3 ст.
161 Бюджетного кодекса РФ). Заключать и оплачивать государственные и муниципальные контракты казённые учреждения могут за счёт средств бюджетов различных уровней строго в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств.
к содержанию ↑Статья 161 БК РФ. Особенности правового положения казенных учреждений.
1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. 3.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. 3.1.
Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. 4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им: государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги); иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение). Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).
6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде. 7.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. 8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом. 10.
Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. 10.1.
Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности. 11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
к содержанию ↑Судебная практика по статье 161 БК РФ.
Решение от 22 апреля 2025 г. по делу № 2А-2356/2022
Сарапульский городской суд (Удмуртская Республика) — Административное
Постановление от 26 марта 2025 г. по делу № А40-118216/2023
Арбитражный суд Московского округа (ФАС МО)
Решение от 7 марта 2025 г. по делу № А40-208899/2022
Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы) — Гражданское
Суть спора: корпоративные споры
Решение от 16 февраля 2025 г. по делу № А82-3301/2023
Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)
Решение от 13 февраля 2025 г. по делу № А26-6777/2021
Арбитражный суд Республики Карелия (АС Республики Карелия)
Решение от 13 февраля 2025 г. по делу № А29-9259/2023
Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)
Решение от 13 февраля 2025 г. по делу № А29-13754/2023
Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)
Решение от 12 февраля 2025 г. по делу № А19-27822/2023
Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)
Решение от 12 февраля 2025 г. по делу № А55-26713/2023
Арбитражный суд Самарской области (АС Самарской области)
Решение от 11 февраля 2025 г. по делу № А29-15367/2023
Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)
Казённое учреждение
Области знаний: Правовое регулирование в области образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, туризма, Гражданское право. Предпринимательское право. Конкурентное право, Правовое регулирование бюджетных отношений, Административно-правовые основы государственного управления
Государственные организации Государственные организации
Следующая