Места для курения на предприятии: требования 2025
С целью уменьшения потребления табака населением законодательно введен запрет на курение в общественных местах, поэтому работодателям необходимо оборудовать специальные места для курения на предприятии. О требованиях к ним в 2025 году и пойдет речь в статье.
В статье:
- где разрешено курение на территории предприятия;
- как оформить документы;
- какие есть нормы и требования в 2025 году.
Где разрешено курение на территории предприятия
Согласно законодательству употребление табачных изделий допускается только в специальных помещениях для курения. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” устанавливает особенные требования к таким местам.
Эти меры призваны снизить зависимость курильщика от табака, а также предотвратить негативное влияние на окружающих людей. Действующий запрет на курение не позволяет гражданам «дымить» в общественных местах. Он распространяется как на рабочие места, так и места общего пользования.
Запрет на курение действует:
- в медицинских и образовательных учреждениях;
- на рабочих местах;
- в самолетах, поездах и на кораблях;
- в жилых домах;
- в гостиницах;
- в социальных и государственных службах;
- на остановках, пляжах, детских площадках;
- на автомобильных заправках.
Берите в работу порядок действий при организации безопасного рабочего места, чек-лист и интерактивные памятки по организации рабочего места по новым требованиям Минтруда и СанПиНу. В памятках – контрольные точки для производственных рабочих мест и рабочих зон. Сможете выявить и оценить опасности и риски, снизить уровни вредных и опасных факторов, провести СОУТ.
Узнаете о действующих требованиях к безопасности рабочих мест. Все материалы разработали эксперты Системы Охрана труда. Если у вас нет подписки на Систему, просто активируйте бесплатный демодоступ.
Он будет действовать три дня.
Существует лишь два исключения:
- специально оборудованные курилки на открытом воздухе;
- специально оборудованные помещения внутри здания.
Но такие исключения допускаются лишь с разрешения собственника помещения или территории. Работодатель вправе самостоятельно выбирать: полностью ограничить употребление табака или допустить курение в строго отведенных местах.
Читайте в Системе Охрана труда
- Как защитить здоровье работников от воздействия табачного дыма
Какой документ определяет на предприятии места для курения
Для регламентации порядка курения собственник должен зафиксировать правила приказом и прописать их в ПВТР предприятия или отдельном Положении. Поскольку унифицированной формы приказа не существует, работодатель волен разработать его самостоятельно с учетом специфики организации. Также можно воспользоваться образцом, который разработали наши эксперты.
В документе прописывают разрешенные места, устанавливаемое оборудование, ответственных лиц. Не лишним будет дополнительно указать допустимую частоту и время перекуров для сотрудников, но с учетом требований Трудового кодекса. С распоряжением о правилах курения на территории предприятия персонал и ответственные лица должны быть ознакомлены под роспись.
Без издания подобных документов работодатель не может привлечь нарушителей режима к ответственности.
Обратите внимание, что ст. 6.24 КоАП РФ содержит конкретные размеры штрафов за курение в неположенных местах – от 500 до 1500 руб. То же нарушение на детской площадке карается штрафом в размере от 2000 до 3000 руб.
Однако работодатель не сможет сам наложить штраф, поскольку это прерогатива работников полиции. Компания со своей стороны может лишь применить к работнику меры дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Нормы и требования
Независимо от выбранной дислокации, правила организации мест для курения на территории предприятия требуют наличия специализированного оборудования. Курилка в здании должна быть обозначена специальным знаком “Место для курения”. На остальной территории необходимо разместить знаки о запрете.
Если ваш офис находится в жилом доме, то прежде, чем оборудовать курительную комнату, придется заручиться разрешением проживающих, поскольку собственниками многоквартирного дома являются жильцы. Для решения этого вопроса понадобится провести общее собрание.
Необходимо учитывать следующие требования закона к помещениям:
- установка на входной двери знака “Место для курения”;
- наличие дверей, не пропускающих дым;
- оборудование системы вентиляции;
- наличие пепельниц;
- наличие освещения;
- поддержание в рабочем состоянии огнетушителей или иных систем пожаротушения.
Качество атмосферного воздуха в таких помещениях должно соответствовать СанПиН 1.2.3685-21. Концентрации вредных и опасных веществ не должны превышать предельно допустимые (ПДК).
Больше полезной информации в журнале»Справочник специалиста по охране труда»
- Средства защиты для ИТР по новым правилам: как использовать ЕТН и не переплачивать
- Минтруд разъяснил, какими СИЗ обеспечить специалиста по ОТ
- Работника лишили досрочной пенсии по вине специалиста по ОТ: как не повторить его ошибки
- Приставные лестницы и стремянки. Правила безопасности
- Выплаты пострадавшим от НС: как замотивировать работодателя снижать травматизм на предприятии
Место для курения на предприятии на открытом воздухе оборудовать проще, нежели в помещении. Однако просто так отправить сотрудников курить на улицу не правильно. Стоит позаботиться о пепельницах, освещении и навесе от атмосферных осадков.
Знак курилки тоже является обязательным.
Также следует учитывать требования № 15-ФЗ и не размещать подобные места:
- вблизи образовательных учреждений;
- в оживленных местах, где табачный дым может нанести вред здоровью граждан, помните, что работодатель может и вовсе запретить курение на своей территории.
Скачайте в Системе Охрана труда плакаты для размещения в местах для курения:
Следующая