Нужны ли права на квадроцикл в 2025 году? Разбираемся в деталях

Прежде всего, нужно понять правовой статус квадроцикла. Согласно ПДД, квадроцикл относится к механическим транспортным средствам. Это означает, что на него распространяются общие правила дорожного движения, как и на другие виды транспорта — автомобили, мотоциклы и т.д.

Однако квадроцикл имеет свою специфику — это, в первую очередь, внедорожная техника, предназначенная для езды по бездорожью и пересеченной местности. Поэтому в отношении квадроциклов действуют некоторые особые нормы и исключения.

к содержанию ↑

Категории прав для управления квадроциклом

Итак, мы выяснили, что квадроцикл — это полноценное транспортное средство, хоть и с внедорожной спецификой. Значит ли это, что для его вождения нужны права? Ответ — да, но с некоторыми нюансами.

По состоянию на 2025 год, для управления квадроциклом на дорогах общего пользования необходимо иметь водительское удостоверение одной из двух категорий:

  • А1 — для квадроциклов и трициклов с объемом двигателя до 50 куб.см. и максимальной конструктивной скоростью до 50 км/ч;
  • В1 — для квадроциклов и трициклов с объемом двигателя более 50 куб.см. или максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч.

Выбор конкретной категории зависит от технических характеристик вашего квадроцикла. Большинство современных «взрослых» квадроциклов попадают под категорию В1, так как имеют объем двигателя более 50 куб.см и способны развивать скорость выше 50 км/ч.

Что касается легких квадроциклов, мопедов и квадрициклов, которые не превышают указанные ограничения по мощности и скорости — для их вождения может быть достаточно категории М (мопеды и легкие квадрициклы). Но на практике квадроциклы категории М — это скорее редкость, игрушки для детей и подростков.

к содержанию ↑

Исключения из правил, или когда права на квадроцикл не нужны

Требование водительских прав на квадроцикл имеет одно важное исключение. Если вы планируете использовать квадроцикл исключительно вне дорог общего пользования — на бездорожье, на закрытых территориях, в лесах, полях и т.п., то наличие прав необязательно.

Дело в том, что ПДД и требования к водительским удостоверениям распространяются только на дороги общего пользования. В понимании закона, дороги общего пользования — это все улицы, шоссе, магистрали и проселочные дороги, на которые имеет доступ неограниченный круг лиц. А вот если вы выезжаете на квадроцикле на лесную тропу, на поле, на пустырь за городом — это уже не дороги общего пользования, и тут права не требуются.

Таким образом, если вы приобретаете квадроцикл исключительно для езды по бездорожью и не планируете выезжать на нем на дороги и улицы — получать права не обязательно. Главное — соблюдать общие правила безопасности и не создавать помех другим людям.

Штрафы за езду на квадроцикле без прав

А что будет, если вы все-таки решите прокатиться на квадроцикле по дорогам без прав? Как мы уже выяснили — это административное правонарушение. И за него предусмотрена ответственность:

  • штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей (точная сумма зависит от обстоятельств);
  • задержание квадроцикла и помещение его на специализированную стоянку до устранения причины задержания (т.е. пока вы не предъявите права).

При повторном нарушении в течение года сумма штрафа возрастает до 30 000 рублей, и добавляется риск лишения прав (если они у вас есть) на срок от 1 до 3 месяцев.

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Стоит отметить, что штраф за езду на квадроцикле без прав выписывается именно водителю, а не владельцу квадроцикла. То есть если вы одолжили квадроцикл другу без прав — отвечать за нарушение будет он, а не вы.

Новости по теме:   Как разорвать договор на отделку квартиры и получить возврат предоплаты: советы и рекомендации
к содержанию ↑

Как получить права на квадроцикл?

Если вы решили использовать квадроцикл на полную катушку, в том числе и для поездок по дорогам — без прав не обойтись. Как же их получить? Процедура стандартная, как и для других категорий транспортных средств:

  1. Пройти обучение в автошколе, имеющей лицензию на подготовку водителей категорий А1 или В1 (в зависимости от нужной вам категории). Обучение состоит из теоретической части и практических занятий на учебном квадроцикле. По завершении обучения вы сдаете внутренний экзамен в автошколе.
  2. Подать заявление в ГИБДД на сдачу экзамена и получение прав. К заявлению нужно приложить пакет документов, включая паспорт, медицинскую справку, свидетельство об обучении в автошколе.
  3. Сдать экзамен в ГИБДД, который состоит из теоретической части (ПДД) и практического вождения на площадке и в городских условиях. Практика сдается на учебном квадроцикле, соответствующем выбранной категории.
  4. Получить водительское удостоверение с открытой категорией А1 или В1.

Стоит отметить, что если у вас уже есть права категории А или В, то можно пройти ускоренное обучение на категорию А1 или В1. В этом случае вам не придется заново изучать ПДД и сдавать теорию — потребуется только пройти практическое обучение вождению квадроцикла.

к содержанию ↑

Управление квадроциклом — не только права, но и ответственность

В завершение хочется отметить, что наличие прав на квадроцикл — это не только формальное требование закона, но и вопрос вашей безопасности и ответственности. Квадроцикл, при всей своей кажущейся простоте и безобидности — серьезное транспортное средство, требующее навыков управления и знания правил.

Многие воспринимают квадроцикл как развлечение, игрушку для активного отдыха. Но не стоит забывать, что это — полноценное механическое транспортное средство, способное развивать высокую скорость и представляющее опасность при неумелом обращении. Ежегодная статистика ДТП и травматизма с участием квадроциклов — лишнее тому подтверждение.

Поэтому, садясь за руль квадроцикла, помните — вы несете ответственность не только за себя, но и за окружающих. Изучите правила, пройдите обучение, получите права и никогда не пренебрегайте мерами безопасности — шлем, экипировка, трезвость и осторожность. Только так вы сможете в полной мере насладиться всеми преимуществами и удовольствием от вождения квадроцикла, минимизировав риски.

Удачи на дорогах и вне их!

к содержанию ↑

Что говорит закон РФ по вопросу прав в 2025 году?

Согласно ПДД 1.2. «мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

НЕ ТРЕБУЮТ РЕГИСТРАЦИИ И ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В ГИБДД.

Категория «М» — мопеды и легкие квадроциклы с мотоциклетной посадкой. Введена с 5 ноября 2013 года. Дает возможность управлять мопедами и легкими квадроциклами.

Также данным видом ТС категории «М», могут управлять лица имеющие ЛЮБУЮ ДРУГУЮ открытую категорию водительских прав. Исключением являются права машиниста или тракториста.

Как видите, если по документам электромотоцикл имеет скорость до 50 км/ч и мощность электродвигателя до 4 кВт, то он приравнивается к мопедам.

Но как тогда на электромотоцикл, который разгоняется более 50 км/ч и имеет мощность электродвигателя более 4 кВт, не нужно открывать категории А/А1?

к содержанию ↑

Как обстоят дела на самом деле? (Омологация)

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

Дело в том, что при производстве этой техники производители искусственным образом ограничивают скорость и мощность двигателя программным способом за счет контроллера, который установлен внутри силового агрегата.

Омологация — усовершенствование объекта, улучшение технических характеристик с целью соответствия товара каким-либо стандартам или требованиям страны-потребителя товара, получения согласования от официальной организации.

к содержанию ↑

Пример из автотематики:

Имеется авто BMW 3 серии с номинальной мощностью 350 лошадиных сил с завода, которая поставляется в разные страны с разными законами и налогами. Конкретно в России при владении Т/С с мощностью до 250 лошадиных сил владелец заплатит в два раза меньше налога. Таким образом заранее произведенное авто с мощностью 350 лошадиных сил на заводе искусственным образом «душат» (уменьшают мощность), чтобы авто попадала по законодательству под меньший налог.

Новости по теме:   Повышение эффективности склада | Обучение в форматах семинаров, курсов, повышения квалификации в Институте развития бизнеса и права

Именно поэтому можно встретить на рынке автомобили по документам на 249 лошадиных сил, которые перепрошили уже в стране пользования до номинальных 350 лошадей.

к содержанию ↑

Возвращаясь к электромотоциклам.

Все электромотоциклы поступают к нам омологированными под наше законодательство, а уже здесь никто не запрещает прошить их до тех значений, которые могут выдавать контроллер и электродвигатель.

Таким образом по документам любой электромотоцикл является мопедом. Данные характеристики указываются в сертификате товара производителя. Который передается покупателю вместе с договором купли-продажи.

к содержанию ↑

Нужно ли ставить электромотоцикл на учет в ГИБДД?

Разобрались с правами, осталось разобраться в постановке на учет электромотоцикла. Нужно ли?

Для этого снова обратимся к выжимке из законодательства РФ. Мы разобрались, что электромотоциклы относятся к категории «Мопеды». Из этого следует:

Мопеды и скутеры – это транспортные средства, максимальная скорость которых не выше 50 км/час, а объем двигателя не превышает 50 см3. Согласно правилам, мопед или скутер с двигателем объемом до 50 см3 не нужно регистрировать в ГАИ. К этой категории транспорта можно отнести и мопеды с электродвигателем, мощностью в пределах 0,25-4 кВт.

Таким образом омологированные электромотоциклы не требуется ставить на учет в ГАИ.

к содержанию ↑

Со скольки лет можно управлять электромотоциклом (мопедом)?

Для управления мопедом необходимо водительское удостоверение любой категории, которое можно получить только начиная с 16-летнего возраста. Так что на мопед можно садиться только с 16 лет и ни днем раньше.

В любом случае для управления электромотоциклом (мопедом) необходимо достичь 16-ти летнего возраста и получить водительское удостоверение любой категории.

к содержанию ↑

Личная рекомендация от MotoLegends

Многие покупатели Moto Legends имеют права категории А/А1 или открытую категорию B. Перед бесплатным тест-драйвом мы всегда уточняем наличие одной из вышеперечисленных категорий.

По опыту можем сказать, что большинство, кто не имеет прав на мотоциклы, ранее все равно управляли мототранспортом или обучались и имеют опыт вождения на двухколесных транспортных средствах.

Именно поэтому мы всегда призываем пользователей перед покупкой, кто ранее не имел опыта, проходить подготовку и обучаться основам управления для обеспечения личной безопасности и окружающих.

к содержанию ↑

В 2025 году на электосамокат нужны права – это правда?

Нет, неправда. Более того, как раз согласно поправкам в Правилах дорожного движения с 1 марта водительские права для электорсамокатов стали не нужны, а ранее условно могли быть обязательны для некоторых типов этих устройств. Но об этом мы ещё поговорим немного ниже.

Вопрос здесь решается несколько иным образом. И дело в последовательности законодательных постулатов.

  1. По новым Правилам в пункт 1.2 внесены изменения, одно из которых дало исчерпывающее определение электросамокатам. Если быть точнее, то речь идёт о «средствах индивидуальной мобильности» (далее – СИМ).
  2. Так вот, согласно определению, СИМ – это транспортное средство. Но эти средства не являются механическими ТС, потому как уже этот термин прямо в своей трактовке исключает СИМ.
  3. А Федеральный закон О безопасности дорожного движения (самый главный, к слову, закон, касающийся передвижения по дорогам России) устанавливает обязательность прав для допуска к управлению только для механических транспортных средств.

Таким образом, данный несложный сценарий устанавливает, что на электросамокаты в 2025 году не нужны права. И на любом таком устройстве можно передвигаться в России без прав.

Вас также заинтересует:

к содержанию ↑

То есть последние изменения ПДД не вводят обязательно водительских прав?

Нет. Как раз наоборот, ранее при отсутствии чёткого определения электросамокатов в Правилах судебная практика шла по простейшему пути:

  • если мощность двигателя самоката составляла более 250 Ватт (350, 500, 1 кВт и более), то он приравнивался к мопеду,
  • если меньше, то едущего на нём считали пешеходом.

Вот одно из решений Верховного суда РФ как пример такой судебной практики.

То есть фактически при большей, чем 250 Ватт, мощности мотора электросамокат вполне себе формально относился к мопеду. А для управления последним уже требуются права категории «M». Следовательно, водитель такого устройства мог подвергнуться штрафу за езду без прав, а равно всем последствиям, которые грозили водителю автомобиля: лишению прав за нетрезвую езду, скрытие с места ДТП, штрафу за езду по тротуарам и так далее.

Мнение эксперта
Рубцов Александр Феликсович

После мартовских же поправок электросамокаты стали средствами индивидуальной мобильности. И это означает, что на любой из них не требуются водительские права. У нас есть подробная статья об изменениях по части СИМ.

Новости по теме:   Энциклопедия решений. Суброгация в имущественном страховании (июль 2025)
к содержанию ↑

А если у меня устройство с сиденьем?

Это не имеет никакого значения, если мы говорим именно об электросамокатах. Но здесь может возникнуть формальная путаница.

Дело в том, что есть ещё разно рода трициклы и квадрициклы, на которые уже требуются права – подкатегории B1. И в этом случае для них, в зависимости от посадки и типа руля в водительском удостоверении ставится специальная отметка. И проблема в том, что формально по определениям в ПДД средство индивидуальной мобильности не имеет чётких отличий от таких механизмов (смотрите определение мотоцикла в ПДД).

То есть в теории вас на электросамокате может остановить сотрудник ГИБДД и потребовать права категорий/подкатегорий A, A1, B или B1 – в зависимости от типа посадки. Однако, на практике такое маловероятно, потому как самокат с механическими транспортными средствами не перепутать. И, даже если инспектор ДПС попытается вас оштрафовать, то простая фотография или видео вашего устройства в суде при обжаловании штрафа за езду без прав должны убедить любого судью в том, что вы передвигались именно на электрическом самокате.

к содержанию ↑

У меня есть категория M – она тоже не потребуется?

Нет. Категория «M» даёт право на управления мопедами (и иже с ними скутерами и подобными опять же механическими ТС). Однако, она не нужна для езды на электросамокате. И сотрудник ГИБДД не вправе требовать у вас водительское удостоверение.

До какой максимальной мощности не нужны права на электросамокаты?

До любой – хоть более 10 кВт (тогда даже сложно представить, насколько «болидом» будет ваше средство индивидуальной мобильности).

Как мы уже указали выше, мощность двигателя аппарата имеет решающее значение для механических транспортных средств – мопедов, мотоциклов, автомобилей. Также велосипеды до определённой мощности считаются не более, чем велосипедами (а выше – уже могут стать мопедами).

Но вот для СИМ в ПДД не ограничивается мощность мотора. В определении чётко указывается, что такие средства не являются механическими ТС. И это устанавливает ненужность водительских прав для электросамокатов. А мощность значения не имеет.

к содержанию ↑

В каких случаях для передвижения требуются водительские права?

Очень просто – в одном единственном случае: если ваш электросамокат не является средством индивидуальной мобильности. А это из определения в ПДД может быть при следующих характеристиках:

  • у вашего электросамоката нет колёс или роликов (а, например, гусеницы),
  • он предназначен не для индивидуального передвижения (имеет очевидное или по характеристикам место для пассажира),
  • любые другие обстоятельства, позволяющие исключить его из СИМ (к примеру, очевидно, что у вас электромотоцикл, скутер или велосипед с установленным электро- или бензиновым двигателем).

Например, вряд ли какой-либо сотрудник ГИБДД поверит, что вот это электросамокат:

к содержанию ↑

А что нужно для езды на электросамокате?

Самое главное – соблюдать пункты ПДД, относящиеся к такой новой категории участников дорожного движения, как средства индивидуальной мобильности. Этого требует пункт 1.3 Правил.

В частности, речь идёт о таких требованиях:

  • при весе электросамоката менее 35 кг вам условно можно выезжать на тротуары, велодорожки и так далее,
  • если же ваше устройство весит свыше 35 кг, то на совместные с пешеходами участки дорог вам заезжать запрещено – опять же, условно (такие условия более подробно мы рассмотрели в специальной статье),
  • запрещено ездить быстрее 25 км/ч,
  • нельзя пересекать дорогу по пешеходному переходу (нужно спешиться – аналогично велосипедистам),
  • при движении по тротуару приоритет перед электрическими самокатами всегда у пешеходов,
  • и ещё ряд требований по части нового дорожного знака, возраста, с которого можно кататься на электросамокате и так далее.
к содержанию ↑

Могут ли лишить прав, если кататься на самокате?

Причём, как раз до мартовских изменений это было вполне реальным – если суд признает, что вы передвигаетесь на мопеде (при мощности самоката более 250 Ватт), то вы – водитель, со всеми вытекающими, включая лишение прав за пьяную езду. Теперь же СИМ не являются механическими транспортными средствами, и лишение для них не предусмотрено.

Следующая
РазноеЗаказать справку об обучении финансовый университет

Добавить комментарий