Статья 26. Организация обязательной сертификации
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ в пункт 1 статьи 26 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технического регламента и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия;
осуществляет инспекционный контроль, если инспекционный контроль предусмотрен соответствующими техническим регламентом, схемой обязательной сертификации и (или) договором о проведении инспекционного контроля, в случае поступления от органов государственного контроля (надзора) информации о претензиях к безопасности продукции либо в случае, если поступившая информация ставит под сомнение результаты ранее принятого решения по сертификации продукции;
информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом заявителя, федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора);
обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами;
осуществляет отбор образцов для целей сертификации и представляет их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) или, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, поручает осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам);
подготавливает заключение, на основании которого заявитель вправе принять декларацию о соответствии по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на данную продукцию;
осуществляет оценку заявителя на соответствие положениям технического регламента, определяющим круг заявителей для конкретного объекта подтверждения соответствия;
рассматривает информацию органа государственного контроля (надзора) о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия, принимает решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия либо об отсутствии такой необходимости и направляет в орган государственного контроля (надзора) в течение десяти рабочих дней мотивированный ответ с результатами рассмотрения указанной информации;
исполняет предписание органа государственного контроля (надзора) либо национального органа по аккредитации о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, принимает решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия;
в течение трех рабочих дней со дня заключения с заявителем договора о передаче сертификата соответствия в случае, установленном пунктом 2.2 статьи 25 настоящего Федерального закона, представляет соответствующие сведения в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации;
обладает иными правами и обязанностями в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
к содержанию ↑Функции и полномочия органа сертификации продукции
- приём пакета документов от заявителей;
- проверка поданной документации;
- проведение процедуры декларирования и сертификации;
- проведение лабораторных исследований сертифицируемых образцов;
- изучение протоколов испытаний;
- принятие обоснованного решения в выдаче или отказе сертификата;
- ведение реестра;
- рассмотрение жалоб, апелляций.
При этом каждый сертификационный орган несёт полную ответственность за выданную документацию, что обеспечивает независимость и беспристрастность принимаемых решений. Координацию работы региональных органов осуществляет «Росаккредитация». Данная организация контролирует работу центров в РФ, а также ведет электронный реестр выданных разрешительных документов.
к содержанию ↑Реестр аккредитованных лиц (органов)
В настоящее время на территории стран Таможенного Союза действует Единый реестр аккредитованных организаций, имеющих право проводить исследования образов продукции и сертификацию. Этот список публикуется на официальных государственных порталах, что позволяет желающим получить сертификат соответствия быстро найти исследовательскую организацию, наиболее удобную для предстоящей работы.
Каждому сертификационному центру при аккредитации присваивается индивидуальный код. Кроме того, в публикуемых списках предоставляется информация о руководителе организации и конкретной спецификации органа, охватывающей определённые виды. Это отражает аттестат аккредитации, а также приложение к аттестату, где указан перечень Технических регламентов, по которым данная организация имеет право оформлять разрешительную документацию.
к содержанию ↑Аккредитация
- Проверка профессиональной компетенции специалистов, изучающих свидетельства происхождения продукта и протоколы испытаний, а впоследствии, отвечать за сертификационную документацию;
- Контроль над несовместимыми видами деятельности;
- Обеспечение условий для здоровой конкуренции соискателей;
- Гарантия сохранности любой информации, получаемой от аккредитованных организаций.
Разработанный свод действующих законов в настоящее время охватывает знаковые позиции контроля над качеством товаров и услуг, формируя равные условия для продавцов и производителей.
Успешная работа региональных органов по сертификации на местах, которая сегодня наблюдается на территории России, позволяет предположить, что данный механизм преодолел рубеж простой бюрократической формальности и вышел на уровень реальной практической пользы. Количество получаемых сертификатов и деклараций соответствия растёт с каждым днём, а значит, мы с вами получаем всё больше качественных товаров и услуг
к содержанию ↑Функции органа по сертификации при обязательной сертификации: Полный обзор
Орган по сертификации «САТР-Фонд» выполняет следующие функции:
- прием заявок на оценку и подтверждение соответствия продукции;
- рассмотрение представленных заявителем документов, принятие решения по заявке, направление, при необходимости, объектов оценки соответствия в аккредитованную испытательную лабораторию для идентификации и проведения испытаний;
- анализ документов (в том числе оформленных за рубежом), подтверждающих выполнение требований, установленных нормативными документами в отношении продукции;
- анализ условий производства транспортных средств с целью подтверждения возможности обеспечения изготовителем постоянного соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- подготовка заключений о возможности оформления одобрений типа транспортного средства и одобрений типа шасси (далее одобрение типа) и сертификатов соответствия;
- регистрация деклараций о соответствии;
- оформление и выдача сертификатов соответствия;
- оформление и выдача одобрений типа;
- контроль за соответствием продукции, в отношении которой проводилась оценка соответствия, на стадии ее производства;
- подготовка, при необходимости, решений уполномоченного органа государственного управления о приостановлении или отмене действия одобрений типа;
- отмена или приостановление действия выданных сертификатов, участие в разработке корректирующих мероприятий, контроль за их выполнением;
- разработка организационно-методических документов по функционированию органа;
- формирование (комплектация) и актуализация фонда организационно-методических и нормативных документов, используемых при оценке соответствия;
- прием и рассмотрение жалоб и апелляций, подготовка решений по ним;
- рассмотрение мер, принимаемых изготовителем с целью восстановления соответствия продукции, прошедшей оценку соответствия, требованиям НД;
- взаимодействие с информационными ресурсами Росаккредитации;
- оказание содействия органам, проводящим инспекционный контроль органа по сертификации требованиям Технических регламентов Таможенного союза;
- организация повышения квалификации и аттестации персонала;
- участие во внутренних проверках системы менеджмента качества с целью ее совершенствования и оценки соответствия требованиям ISO 9001 и критериям аккредитации органов по сертификации;
- предоставление информации о выданных одобрениях типа, сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии, а также уведомлениях об отмене одобрений типа в национальную часть реестра;
- сотрудничество с зарубежными органами и международными организациями по сертификации.
- Вы здесь:
- Home /
- Функции и структура /
- Функции органа по сертификации
Главная
На главную
Функции и структура
- Организационная структура органа по сертификации
- Информация о работниках органа по сертификации
- Функции органа по сертификации
Политики ОС
- Политика в области качества
- Политика и правила, обеспечивающие недискриминационный доступ
- Политика обеспечения беспристрастности
Заявителю
- Схемы подтверждения соответствия
- Перечень документов для оформления ОТТС и ОТШ
- Перечень документов для оформления сертификата соответствия транспортного средства отдельным требованиям
- Правила рассмотрения жалоб и апелляций на решения органа по сертификации
- Стоимость работ по подтверждению соответствия
- Права и обязанности заявителей
- Формы документов, представляемых в Орган по сертификации
- Перечень документов для оформления сертификата соответствия компонентов
Партнёры
- Партнёры
- Испытательные лаборатории
Аккредитация организаций, которые занимаются сертификацией продукции
Все организации, которые занимаются сертификацией, должны проходить обязательную регистрацию в едином реестре. Им присваивается индивидуальный номер и выдается специальное свидетельство. Служба «Российской аккредитации» является уполномоченным органом, который устанавливает порядок и форму проведения регистрации.
Проведение сертификации (как добровольной, так и принудительной) в настоящее время является хорошим методом воздействия, благодаря которому происходит защита интересов потребителей. Кроме этого, обладатели таких сертификатов могут гарантировать своим клиентам, что качество их продукции находится на высшем уровне.
В систему подтверждения качества продукции входит функция, которая регулирует операции ввоза и вывоза товаров и имеет непосредственное отношение к грузопотокам. Также эта система осуществляет контроль качества внутренней продукции и гарантирует, что те товары, которые попадают на наш рынок с наличием сертификатов, являются абсолютно безопасными.
к содержанию ↑Какие функции выполняют организации по сертификации
Можно выделить основной перечень тех функций, которыми занимаются специализированные центры сертификации:
- приемка документации;
- проведение проверки полученного пакета бумаг;
- проведение сертификации и подготовки деклараций;
- проверка полученной продукции путем лабораторных исследований;
- оценка результатов полученных исследований;
- обсуждение возможности выдачи сертификата;
- внесение записей в реестр о выданных декларациях;
- изучение апелляций и жалоб.
Помимо этого, организации, которые занимаются проведением сертификации, проводят работу по разъяснению информации на местах. Если возникает на то необходимость, организация вправе аннулировать действие ранее выданного сертификата либо на время его приостановить. Аннулирование происходит, если будут выявлены недопустимые нарушения у владельца сертификата.
К примеру, если с его стороны будет отказано в обязательном контроле, который проводит инспекция каждый год.
Любая из организаций, которая выдает сертификаты, берет на себя полную ответственность за выдаваемые декларации, поэтому все их решения являются независимыми. Контролирует их работу служба «Росаккредитации». Помимо контролирующей функции, данная компания осуществляет ведение электронного реестра выданных документов.
к содержанию ↑Реестр граждан, получивших аккредитацию
В данный момент на законодательном уровне функционирует единый реестр, действительный для всех стран Таможенного Союза. В нем перечислены те организации, которые могут проводить исследования и выдавать сертификаты. Данный перечень можно найти на официальных государственных ресурсах, поэтому получение соответствующего сертификата для желающих не составит никакого труда.
Любой сертификационный центр, который прошел аккредитацию, получает индивидуальный код. Помимо этого, в перечне предоставляемых данных есть сведения о руководстве организации и специфики ее деятельности. Такие данные находят отражение в соответствующем аттестате, а также в приложениях к нему.
В них указывается список тех регламентов, согласно которым центр может выдавать сертификаты соответствия.
к содержанию ↑Проведение аккредитации для центров
Проведение данной процедуры регламентировано соответствующим законом о техническом регулировании. В нем прописаны основные цели аккредитаций для тех центров, которые занимаются данным видом деятельности:
- контроль специалистов, поскольку именно они проверяют все свидетельства на продукцию и оценивают результаты полученных испытаний, а впоследствии являются ответственными за выданные сертификаты;
- осуществление контроля над разными видами деятельности;
- создание нормальных условий для наличия конкуренции;
- соблюдение условий сохранности всех полученных от организаций сведений.
Соответствующими полномочиями организации наделяет Национальная служба по аккредитации. Данная структура является государственной, и в ней трудятся специалисты разной направленности. Полученный отказ в проведении аккредитации можно обжаловать.
Те решения, которые принимает Национальная служба, должны быть полностью объективными и независимыми.
к содержанию ↑Органы по сертификации: цели и обязательства
Орган по сертификации – организация, официально признанная с помощью аккредитации на независимость и компетентность, имеющая право осуществлять сертификацию однородной продукции в конкретных областях аккредитации, которые утверждаются на основании номенклатуры сертифицируемой продукции нормативными документами, используемыми при сертификации.
Сертификационный орган, обладающий личной испытательной лабораторией, называется «сертификационным центром (центр по сертификации)»
В качестве сертификационного органа могут быть аккредитованы любые организации различных форм собственности: государственные, частные, муниципальные и иные.
Сертификационный орган, обладающий личной испытательной лабораторией, называется «сертификационным центром (центр по сертификации)». В центр сертификации могут быть включены представители общественных объединений или органов местного самоуправления.
Каждый орган по сертификации регистрируется в государственном реестре с выдачей свидетельства и присвоения индивидуального кода.
Для обеспечения максимально объективного подхода к сертифицируемому объекту органы сертификации имеют независимую основу, поскольку они не могут быть причастны к сторонам-участницам процедуры сертификации: покупатель, продавец, производитель.
к содержанию ↑Органы сертификации по законодательно прописанным результатам экспертиз, исследований и иных процедур производят выдачу соответствующих разрешительных документов. Основными среди них в системе российской сертификации являются:
- сертификаты соответствия;
- декларации о соответствии;
- сертификаты пожарной безопасности.
В целом процесс сертификации в зависимости от назначения и специфики изготавливаемой продукции имеет обязательную и добровольную форму. При этом обязательному соответствию подлежит продукция, связанная с безопасностью жизни и здоровья людей, а также окружающей среды. Данную продукцию систематизируют в номенклатуре, которая содержится в специальном реестре.
к содержанию ↑Выбор органа сертификации проводится согласно существующим реестрам на основании применяемой системы сертификации, а именно:
- при выборе органа аккредитованного в системе ГОСТ Р используют Единый реестр организаций, получивших аккредитацию от Федерального агентства по техрегулированию и метрологии;
- при выборе органа сертификации систем качества, аккредитованного в российской системе сертификации, за исключением ГОСТ Р используют Единый реестр зарегистрированных систем сертификации на добровольной основе;
- при выборе органа сертификации, аккредитованного в зарубежной системе сертификации, пользуются Единым реестром сертификационных органов и аккредитованных лабораторий на территории стран ТС.
Данные перечни публикуются в открытом доступе на официальных государственных сайтах.
к содержанию ↑В задачи сертификационных органов входит следующий перечень мероприятий:
- приём и последующая проверка поданного пакета документации от заявителей;
- привлечение аккредитованных испытательных лабораторий для выполнения исследований типовых образцов на договорной основе;
- осуществление всестороннего контроля над объектами сертификации с помощью анализа состояния производства или правильного функционирования системы сертификации качества (если это предусматривает схема сертификации);
- ведение и составление реестра выданных ранее сертификатов;
- своевременное информирование органов госконтроля над соблюдением требований ТР товаров, поступивших на сертификацию, однако не прошедшего его успешно или при приостановлении действия сертификата;
- предоставление информации заявителям о порядке проведения процедуры обязательной сертификации;
- выдача сертификатов, прекращение или приостановление действия ранее выданных сертификатов;
- осуществление отбора образцов в целях осуществления сертификации и дальнейшее предоставление их действующим аккредитованным лабораториям;
- определение и расчёт стоимости работ по сертификации;
- контроль уплаты различных платежей;
- рассмотрение апелляций и жалоб.
Помимо этого кроме выдачи государственных разрешительных документов и проведения сертификации органы предоставляют ряд дополнительных услуг, связанных с теми видами их деятельности, на которые действует государственная аккредитация:
- оформление отказных писем;
- проведение процессов сертификации систем менеджмента;
- ведение разъяснительных работ на местах;
- разработка технических условий и др.
Каждый сертификационный орган для обеспечения беспристрастности принимаемых решений должен нести полную ответственность за достоверность выданных сертификатов. Работа всех региональных центров координируется Центральным органом сертификации, осуществляющим общий контроль и отчётность.
к содержанию ↑Требования, предъявляемые к органам по сертификации и их обязательства
В основе законодательной и нормативно-правовой базы, которая определяет обязанности сертификационных органов при проведении качественной оценки соответствия различных видов продукции лежит ФЗ о техническом регулировании. На основании данного закона осуществлять сертификацию и декларирование соответствия имеют право лишь органы по сертификации, имеющие соответствующий аттестат аккредитации в конкретной области.
к содержанию ↑В статьях закона указываются общие положения о процедуре аккредитации, осуществляемой в целях:
- обеспечения полного доверия заявителей (продавцов или производителей) к деятельности выбранных сертификационных органов;
- гарантия сохранности информации, полученной от аккредитуемых организаций;
- обеспечение условий успешной конкуренции соискателей;
- подтверждения компетентности сертификационного органа.
Выдачу полномочий осуществляет специализированная государственная структура, называемая Национальным органом аккредитации, в состав которого входят высококвалифицированные специалисты разных профилей сертификационной деятельности.
Нормами федерального закона и специальным Постановлением Госстандарта также устанавливаются требования к органам, проводящим сертификацию, включая их обязательства и ответственность за их нарушение перед заявителем:
Организация, претендующая на функционирование и аккредитацию в качестве сертификационного органа однородной продукции должна располагать необходимыми документированными процедурами и средствами, позволяющими осуществлять сертификацию, в том числе:
- высококвалифицированный персонал, прошедший специальную подготовку;
- актуализированный фонд нормативной документации и методов испытаний на сертифицируемую продукцию;
- административную структуру и условия (возможности) для эффективного управления данной системой сертификации, организации испытаний и выполнения инспекционного контроля над продукцией, прошедшей сертификацию;
- организационную и методическую документацию, устанавливающую порядок и правила сертификации продукции, включая процедуры рассмотрения отмены (или временного приостановления) и апелляций действия сертификата и знака соответствия;
- реестр сертифицированной продукции.
Требования к персоналу:
- сертификационный орган должен иметь постоянный персонал для исключения возможности его контроля лицами, коммерчески заинтересованными в результатах сертификации;
- руководитель и специалисты органа, выполняющие работы по инспекционному контролю и испытаниям должны пройти аттестацию экспертами-аудиторами Системы. Руководитель органа назначается после согласования с Госстандартом России;
- сотрудники органа должны иметь необходимую компетентность для осуществления своих непосредственных обязанностей. Для этого проводится учёт сведений об обучении, квалификации и профессиональном опыте каждого работающего;
- деятельность персонала должна проводиться в соответствии с утверждёнными должностными инструкциями;
- при использовании субподрядных работ сертификационный орган должен быть уверен в используемых данной организацией технических средствах и соответствии работ установленным требованиям.
Требования к документации – орган по сертификации должен иметь полный комплект организационных и методических документов, называемый «Руководство по качеству», содержащий:
- описание юридического статуса органа;
- данные об организации деятельности (устав, полномочия, процедуры, правила);
- заявление о политике в сфере качества;
- фамилии, квалификации, полномочия и опыт работы нештатного и штатного персонала;
- информация о повышении и обеспечении квалификации сотрудников;
- описание процедуры анализа и оценки результатов испытаний продукции;
- данные об используемых средствах испытаний, порядке инспекционного контроля, перечне субподрядчиков;
- должностные инструкции персонала;
- сведения о правилах подачи и дальнейшего рассмотрения апелляций.
В системе качества может быть аккредитовано одновременно несколько органов сертификации одного вида продукции. При этом заявителю предоставляется право выбора своего сертификационного органа.
Следующая