Запрет на совершение регистрационных действий с недвижимостью
Порядок совершения сделок с недвижимым имуществом регламентирован ГК РФ, а также нормами закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Регистрация государственными органами прав на объекты недвижимости осуществляется, в соответствии с п. 3 ст.
1 закона № 218-ФЗ, посредством оформления юридического акта, который не только фиксирует возникновение или прекращение прав собственников, но и подтверждает факт ограничения или обременения их прав.
Запрет на регистрационные действия на недвижимость осуществляется в силу:
- прямого указания закона (при сервитуте, ипотеке и т. д.);
- подачи соответствующего заявления собственником;
- судебного решения;
- вынесения постановления приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.
В рамках настоящей статьи рассмотрим порядок наложения запрета на объекты недвижимого имущества, к которым, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, относятся:
- помещения, в том числе жилые и нежилые, а также иные сооружения, которые состоят на государственном кадастровом учете;
- земельные участки, в том числе участки недр и иные объекты, неразрывно связанные с землей (здания), даже если их строительство не завершено;
- воздушные суда, подлежащие регистрации;
- суда морские и внутреннего плавания, в отношении которых законом введена обязательная регистрация;
- иные объекты, прямо отнесенные законом к недвижимым.
Отметим, что основной особенностью перехода права собственности на такое имущество является необходимость государственной регистрации сделок с ним. Наложение запрета препятствует свободному распоряжению недвижимыми объектами, в том числе регистрации прав новых собственников.
к содержанию ↑Заявление на запрет регистрационных действий
Собственник в силу п. 5 ст. 15 закона «О государственной регистрации…» от 13.07.2015 № 218-ФЗ вправе самостоятельно оформить запрет на регистрационные действия.
Основанием для этого может послужить опасность совершения регистрационных действий мошенниками и иными третьими лицами в случае введения владельца в заблуждение или обмана.
Для подачи заявления на запрет регистрационных действий с недвижимостью собственник вправе обратиться в следующие организации:
- многофункциональный центр (МФЦ);
- территориальный офис Росреестра.
Для наложения обременения необходимо представить:
- документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, в отношении которых запланировано оформление запрета;
- документы, удостоверяющие личность заявителя;
- заявление, составленное в свободной форме, содержащее сведения о заявителе, объекте недвижимости, а также требование о наложении запрета совершения государственными органами регистрационных действий, направленных на переход, ограничение или прекращение права собственности по иным обстоятельствам.
После внесения указанной записи в единый реестр в силу п. 4 ст. 25 закона № 218-ФЗ все заявления о государственной регистрации перехода прав собственности лицом, не являющимся собственником, будут возвращены заявителю.
Отметим, что в случае наличия обременения в ЕГРН никто не сможет зарегистрировать сделку с указанным объектом даже при наличии доверенности. Однако данный запрет не распространяется на случаи регистрации перехода или прекращения прав собственности в ином порядке (например, на основании решения суда).
С образцом заявления можно ознакомиться в соответствующей статье.
к содержанию ↑Правовые последствия нарушения запрета регистрационных действий на недвижимое имущество
В случае совершения регистрационных действий в нарушение установленного запрета к ответственности может быть привлечен регистрирующий орган, с него же в дальнейшем подлежат взысканию причиненные убытки. Сделка с имуществом, в отношении которой в силу закона введен запрет на совершение регистрационных действий, по правилам п. 1 ст.
174.1 ГК РФ является ничтожной и влечет соответствующие последствия для сторон.
Вместе с тем законодатель в п. 2 ст. 174.1 ГК закрепляет законное право неисполнения требований о запрете совершения регистрационных действий, установленных судебным решением, судебным приставом.
Данное исключение предусмотрено, если сделки совершаются с целью погашения задолженности перед взыскателем, в том числе при реализации имущества или его передаче должнику. В этом случае предполагается, что приобретатель знал или должен был знать о наличии соответствующего обременения. Если подобная информация приобретателю была неизвестна, он вправе заявить о ничтожности сделки по правилам ст.
168 ГК РФ.
к содержанию ↑Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества
Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества нотариусом – процедура, которая может осуществляться исключительно в порядке, установленном законодательными актами РФ. Именно об этом говорится в Ст. 76 «Основ законодательства РФ о нотариате».
Перед тем, как приступить к разбору отдельных случаев, в которых может налагаться или, наоборот, сниматься запрещение отчуждения имущества, следует разобраться, что включает в себя термин «отчуждение имущества», и кто по закону вправе заниматься подобной процедурой.
к содержанию ↑Отчуждение имущества – что это такое?
Согласно ГК РФ, процедура отчуждения имущества – это переход права собственности на имущество (движимое или недвижимое) от одного к другому лицу. При этом первое лицо, ранее владевшее правами собственности на данное имущество, утрачивает их.
В тех случаях, когда нужно провести процедуру наложения или снятия запрещения отчуждения имущества, необходимо обратиться в нотариальную контору. По действующему на сегодняшний день российскому законодательству только нотариус вправе выполнять действия такого рода.
к содержанию ↑В каких случаях нотариус налагает запрещение?
Наиболее частые ситуации, при которых нотариус может наложить запрещение:
- Выдача банком или организацией денежной ссуды или кредита на покупку недвижимости – квартиры или, к примеру, жилого дома. Также кредит может быть выдан на строительство или ремонт квартиры/дома.
- Заключение договора ипотеки недвижимости (квартиры, жилого дома).
- Заключение договора залога автомобиля или иного транспортного средства.
- Обращение в нотариальную контору органов опеки и попечительства с целью защитить имущественные права ребенка (в том случае, если ребенок, находящийся под опекой, является собственником имущества, о котором идет речь в заявлении).
- Удостоверение у нотариуса договора на пожизненное содержание (договора по уходу).
- Смерть одного из супругов при наличии совместного завещания.
- Удостоверение в нотариальной конторе наследственного договора, который был составлен наследодателем.
В чем заключается работа нотариуса?
При наложении и снятии запрещения отчуждения имущества, движимого или недвижимого, нотариус должен:
- Удостоверить личность заявителя на основе предоставленных документов (паспорт РФ).
- Проверить действительность полномочий заявителя.
- Проверить документ, согласно которому устанавливается запрет или, наоборот, снятие запрета на отчуждение имущества.
- Разработать и подготовить уведомление о снятии или наложении запрета.
- Направить письменные уведомления в компетентный орган, который занимается регистрацией конкретного типа имущества. При этом один экземпляр документа остается в нотариальной конторе.
При этом в документе-запрещении должна быть указана следующая информация:
- Дата запрещения.
- ФИО нотариуса и заявителя (собственника).
- Адрес нотариальной конторы, в которую обратился заявитель.
- Адрес (место нахождения) имущества, о котором идет речь в запрещении.
- Указание всех оснований для наложения запрещения.
- Срок исполнения обязательства.
После проведения процедуры наложения/снятия запрещения отчуждения имущества нотариус должен официально зарегистрировать все свои действия в специальном «реестре, где фиксируются все запрещения, а также снятия запрещений отчуждения имущества..
к содержанию ↑Вам может быть интересно:
- Нотариальная тайна и ответственность нотариуса
- Переход права собственности по договору купли-продажи
- Депозит нотариуса
- Взыскание на заложенное имущество
- Удостоверение равнозначности документа
- Удостоверение фактов
Ограничение отчуждения исключительных прав правообладателей из недружественных стран
Почти незамеченным прошёл вчерашний (20.05.2024) указ Президента № 430, ограничивающий заключение договоров по отчуждению исключительного права.
Указ можно посмотреть, например, здесь:
https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1720068/
Судя по тексту, указ направлен на препятствование выведению денег из страны, которое могло осуществляться при заключении фиктивных договоров на отчуждение исключительных прав.
1. Ограничен только один вид распоряжения исключительным правом — отчуждение. Другие способы распоряжения, в том числе наиболее распространенные, — лицензии — не охватываются актом.
2. Ограничение действует только при отчуждении права лицом, происходящим или связанным с недружественной страной (перечень таких стран указан в Распоряжении Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р; сейчас в него входит весь ЕС, Великобритания, Швейцария, Норвегия, Япония и другие), в пользу российского субъекта.
Для подпадания под ограничения отчуждатель может не только непосредственно не находиться в такой стране, но и, как написано в указе, быть с ней связанным, находиться под контролем субъекта из этой страны или преимущественно вести там свою деятельность. Предположу, что в первом случае (контроль и ведение деятельности, как представляется, комментировать не нужно) речь идет о ситуациях, когда отчуждателем из дружественной страны владеет компания из страны недружественной. Не вполне понятно, какая доля участия должна быть, чтобы критерий связанности с недружественной страной был выполнен.
В то же время сделка между двумя российскими контрагентами, где отчуждателем будет владеть компания из недружественной страны (например, любая компания из ЕС), уже подпадает под это регулирование.
Обратная ситуация — отчуждение российским лицом права иностранцу из недружественной страны или связанного с ней — указом не охватывается, что дополнительно говорит о его направленности на сохранение денег в бюджете.
3. Перечень объектов исключительных прав ограничен:
— в него не входят объекты авторских и смежных прав;
— в него не входят и другие объекты по сделкам, «размер обязательств приобретателя по которым» составляет меньше 15 миллионов рублей (или суммы в другой валюте, составляющей 15 млн).
Последнее означает, что основными объектами, на которые распространяется указ, будут товарные знаки и патенты — наиболее распространенные из оставшихся объектов исключительных прав, фигурирующие в обороте.
Не вполне понятно, почему была выбрана цифра именно в 15 миллионов. Это точно не усредненная стоимость исключительного права на товарный знак.
Широко известные бренды, аккумулировавшие в себе множество сходных знаков, стоят гораздо дороже. Стоимость отдельных патентов, аналогично, существенно превышает 15 миллионов, хотя мой скромный опыт в патентном праве не позволяет говорить об усредненной стоимости этих объектов.
Кроме того, речь идет не об общей стоимости исключительного права на один объект, а на общую стоимость обязательств приобретателя, например: в договор могут быть включено и исключтительное право, и комплекс услуг, оказываемых отчуждателем; в договоре может быть указано несколько объектов, в том числе исключительных прав.
Не ясно также и то, будут ли подпадать под действие указа случаи, когда продается предприятие, в состав которого входят и исключительные права. Должна ли общая стоимость сделки, превышающая 15 млн, влечь ограничения по согласованию отчуждения прав (и увеличения общей стоимости самой сделки), или нет?
Возможные злоупотребления лежат на поверхности: составление контракта таким образом, что его совокупность составляет 14,9 млн руб., а оставшаяся сумма может быть разделена в доп. соглашениях при, например, оказании услуг. Другой вариант — составление нескольких договоров, в которых раздельно продаются права на множество объектов, но каждый из договоров, не превышает нужной суммы.
Вероятно, в дальнейшем такие очевидные способы обойти действие указа как-то ограничат, но сейчас не ясно, как государство может контролировать это.
4. Все сделки, подпадающие под действие указа, совершаются при получении разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ с зачислением средств на специальный счет. Правительство, в свою очередь, должно утвердить порядок выдачи соответствующих разрешений и определить орган, полномочный разъяснять действие тех или иных положений указа.
Реализация этого указа на практике — вопрос времени. Сейчас его эффективность вызывает определенные сомнения.
Следующая