Чем отличается всенародное голосование от референдума. Почему за поправки в Конституцию будет проводиться именно всенародное голосование
В ходе Послания Федеральному Собранию Президент Путин предложил внести изменения в Конституцию и заявил о необходимости утверждения таких поправок гражданами РФ. Так как предложенные поправки не затрагивают основ конституционного строя и не имеют важного значения для функционирования российской политической системы, то проводить по ним голосование не нужно вовсе. Достаточно, чтобы поправки утвердил Совет Федерации, и они будут приняты – такая процедура сделает поправки действующими по всем законодательным правилам.
На основании ст. 136 Конституции поправки, предложенные к Главам 3-8, принимаются, как и любой федеральный закон, и вступают в силу после одобрения 2/3 голосов Госдумы и ¾ голосов Совета Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции).
При изменениях в Конституцию необходимо проведение референдума. Но это правило распространяется при внесении изменений в основополагающие Главы 1, 2, 9 Конституции и только после голосования за них 3/5 Парламента.
Процедура референдума сама по себе достаточно сложная, с точки зрения порядка и сроков проведения. Так, ее нельзя проводить менее, чем за год до окончания полномочий Госдумы, иначе оставшегося времени будет недостаточно для проведения поправок.
Референдум в стране объявляет сам Президент. По ст. 23 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» он направляет инициативы в Конституционный суд для проверки их конституционности и только после одобрения их судом может объявить референдум.
Также Федеральное собрание должно перед референдумом созвать Конституционное собрание, которое разработает и утвердит конституционные поправки.
Но всего этого можно избежать, если вместо референдума провести всенародное голосование.
Своим Указом Президент вправе назначить проведение всенародного голосования. Это своего рода «упрощенный референдум» без жестких требований к форме волеизъявления граждан. Если результаты референдума обязательны для исполнения, то результаты голосования – нет.
То есть формально власть все равно может принять поправки без учета мнения народа.
Более того, Конституция не содержит ответа на вопрос: как поступить в том случае, если поправки были одобрены Советом Федерации и Госдумой, а народ отказался их поддержать. Порядка отмены утвержденных поправок, которые по закону не должны утверждать граждане, не существовало. Но принятый 11 марта 2020 года закон о порядке всенародного голосования изменил данное положение дел.
к содержанию ↑В каком порядке будет проходить всенародное голосование
11 марта Государственная дума и Совет Федерации приняли закон о внесении поправок в Конституцию. Его статьи 2 и 3 посвящены механизму принятия конституционных поправок. Он предполагает предварительное утверждение поправок Конституционным судом и проведение общенародного голосования.
После одобрения поправок они будут переданы в конституционный суд для оценки их соответствия нормам 1, 2, 9 Глав Конституции. Конституционному суду отводится на проведение оценки и выдачу заключения 7 дней. Стоит отметить, что проведение такой оценки не совсем входит в полномочия суда: он не может оценить то, что формально еще не имеет юридической силы и не вступило в действие (а до проведения голосования поправки не считаются вступившими в силу).
Если суд примет отрицательное решение, то поправки не вступят в силу, и общенародное голосование по ним не проводится. Если суд подтвердит конституционность поправок, то будет проведено всенародное голосование, назначенное Президентом. В случае если за поправки проголосуют более половины граждан, то они вступят в силу.
Если менее 50%, то поправки не вступят в силу.
Идете на голосование?Иду Не иду. Из дома проголосую Не иду Голосование уже прошло
к содержанию ↑Почему не референдум?
В ст. 3 Конституции подчеркивается, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Но общероссийское голосование по поправкам в Конституцию подпадает под признаки и правила референдума, которые содержатся в российском законодательстве (они указаны в №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).
Поэтому законодатели делают упор на то, что это будет голосование, а не референдум. При проведении референдума пришлось бы соблюдать массу формальностей: соблюдение правил агитации за и против поправок, их финансирование, порядок голосования и подсчета голосов, участие наблюдателей и пр.
Проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования», который предстоит принять ЦИК, содержит усеченные правила голосования в отличие от выборов и референдумов (в частности, по контролю за голосованием на дому).
Также на голосование будет вынесен пакет поправок, которые мало связаны между собой. Гражданам предстоит голосовать или за пакет или против, что также отличается от требований при проведении референдума, когда на голосование необходимо вынести только взаимосвязанные поправки.
Таким образом, за конституционные поправки будет проводиться именно всенародное голосование, а не референдум по той причине, что референдум в данном случае не нужен, когда поправки можно было бы принять без учета мнения народа. Также принятый порядок голосования отличается от нормативных требований к проведению референдумов.
к содержанию ↑Чем голосование по Конституции 1 июля отличается от референдума
1 июля проводится «общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации». Хотя до этого россияне голосовали достаточно часто, именно такая процедура проходит впервые. Специфика «общероссийского голосования» в том, что это не референдум, предусмотренный статьей 3 Конституции РФ как «высшее непосредственное выражение власти народа».
Так в чем же различия?
к содержанию ↑Не стали заморачиваться
Как указано выше, референдум предусмотрен Конституцией России, а «общероссийское голосование» — нет.
Правила проведения референдума в нашей стране определяются двумя федеральными законами: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (№ 67-ФЗ от 12.06.2002) и «О референдуме Российской Федерации» (№ 5-ФКЗ от 28.06.2004).
До марта этого года такого правового понятия, как «общероссийское голосование», не существовало. Его ввел федеральный конституционный закон «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (№ 1-ФКЗ от 14.03.2020).
Сегодня часто можно встретить утверждения о том, что общероссийское голосование по Конституции 1 июля имеет форму плебисцита, что-то вроде всенародного социологического опроса, результаты которого будут необязательны для исполнения органами власти. И в этом якобы главное отличие данной процедуры от референдума, результаты которого имеют силу закона. В действительности это не так.
В пункте 5 статьи 3 № 1-ФКЗ прямо говорится: «Изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании. Если за изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, проголосовало менее половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, такие изменения не считаются одобренными и статья 1 настоящего Закона не вступает в силу».
То есть утверждение о том, что власти якобы обезопасили себя в случае неодобрения гражданами конституционных поправок на общероссийском голосовании и именно поэтому не назвали эту процедуру референдумом, не соответствует действительности. Почему же тогда общероссийское голосование 1 июля не назвали референдумом? Власть не перестраховалась, она просто не стала заморачиваться.
А мороки с референдумом достаточно много. В соответствии с № 5-ФКЗ, референдум не может быть проведен в последний год полномочий Государственной думы ФС РФ (следующие выборы депутатов ГД должны пройти в сентябре 2021 года, существовала вероятность того, что из-за пандемии коронавируса голосование по конституционным поправкам пришлось бы перенести на осень 2020 года). По тому же закону при назначении референдума президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье (1 июля 2020 года — среда).
В отличие от референдума, инициатива проведения общероссийского голосования принадлежит исключительно президенту (по № 1-ФКЗ).
Если для наблюдения за проведением референдума своих наблюдателей в избирательные комиссии вправе назначить политические партии и иные общероссийские общественные объединения (по № 5-ФКЗ), то на голосование по конституционным поправкам 1 июля — только Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов федерации (по № 1-ФКЗ).
В федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» отдельно прописываются права представителей СМИ, которые освещают подготовку и проведение референдума. В числе этих прав — присутствие на заседаниях комиссий референдума и на избирательных участках в день голосования и в дни досрочного голосования, ознакомление с протоколами избиркомов об итогах голосования на референдуме и др. В процедуре проведения голосования по конституционным поправкам 1 июля о правах СМИ не говорится ни слова (по № 1-ФКЗ).
Следующая