Метод кейс — стадии в образовании. Разработка и использование кейсов в учебном процессе
Содержание Метод Кейс — стадии – история вопроса Современная ситуация в образовании Специфика метода Методологический контекст Типы кейсов Структура Кейса Этапы разработки кейса Как организовать работу с кейсом Результаты работы с кейсом Профессиональные компетенции педагога Принципы организации работы Список литературы
Метод Кейс — стадии – история вопроса Case-stady – анализ ситуаций Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации . Метод разработан в 20-х гг. в Гарварде.
Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы
Современная ситуация в образовании Классическое образование Постклассическое образование Массовость Индивидуальность Стабильность Неустойчивость Традиционализм Инновации Завершённость Непрерывность Нормативность Творчество и неповторимость Цель Самоцель Результат – знания Результат – компетентность, самостоятельность
Специфика метода КС предполагает исследование реальной проблемы на основе представленной количественной и качественной информации, поиск, выбор и обоснование пути решения проблемы , который, по мнению слушателя, является оптимальным в сложившейся обстановке. КС ставит обучающегося и преподавателя в позицию участника ситуации , который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимость принимать решения и разрабатывать на их основе план действий.
Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса Образование определяет цели и задачи интегрированные в кейс-метод Наука – третий источник кейса
Типы кейсов Практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Структура Кейса Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом Приложения
Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса Построение, или выбор модели ситуации Создание описания Сбор дополнительной информации Подготовка окончательного текста Презентация кейса, организация обсуждения
Как организовать работу с кейсом Вне аудитории В аудитории Определение темы кейса Презентация кейса Проведение исследования Организация работы малых групп по анализу кейса Подготовка кейса Презентация работы групп Разработка вопросов к аудитории Анализ и оценивание результатов
Как организовать работу Текст КС должен быть роздан обучающимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы В начале занятия проверяется знание слушателями материала КС Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени
Как организовать работу В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение Если КС грамотно составлена, то решения групп не должны совпадать !
Как организовать работу Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств) Преподаватель организует и направляет общую дискуссию Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Результаты работы с кейсом
Профессиональные компетенции педагога Организации совместной деятельности Организация коммуникации Консультирование Проблематизация Рефлексия Исследование и выбор исследовательских методов Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их.
Принципы организации работы Партнерство, сотрудничество и взаимодействие Творчество и создание авторского продукта Проектирование совместной деятельности и процесса обучения Выбор способа представления позиции и результата работы Прагматизм
Список литературы Буравой, М. Углубленное с ase study : между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 — № 10 – 11. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н.
Прозументовой.- Томск, 2003. Козина, И. Case study : некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С.
177-189. Михайлова, Е. И.
Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1.
Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой.
— Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005. Рейнгольд, Л.В.
За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютера.- , 2000. — №13-15. Смолянинова, О.Г.
Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
к содержанию ↑Метод кейсов в учебном процессе: описание, этапы, эффективность
Образование в наше время можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.
И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:
- Во-первых, она должна позволять студентам и учащимся самостоятельно организовывать процесс освоения материала
- Во-вторых, она должна мотивировать студентов и учащихся к различным видам деятельности
- В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
- В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
- В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
- И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач
И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.
Метод кейсов в учебном процессе: описание, этапы, эффективность
Образование в наше время можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.
И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:
- Во-первых, она должна позволять студентам и учащимся самостоятельно организовывать процесс освоения материала
- Во-вторых, она должна мотивировать студентов и учащихся к различным видам деятельности
- В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
- В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
- В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
- И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач
И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.
к содержанию ↑Особенности метода кейсов
Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.
Подготовительный этап
Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает:
- Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса
- Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения
- Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении)
- Составления домашнего задания
- Разработка системы оценок решения кейса
Студенты на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.
к содержанию ↑Реализация кейса
Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений между ними.
Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный, социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они не могли изначально уловить даже намёки на поставленную проблему. В ряде случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.
к содержанию ↑Диагностика ситуации
С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:
- Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров
- Вторая часть – определяется должное быть состояние объекта с учётом конкретных параметров
- Третья часть – сравниваются реальное и должное быть состояние объекта
В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.
Выработка альтернатив
Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики.
Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе.
Одновременно с развитием познавательной деятельности учащихся в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решать и ряд других задач, например:
- Мотивировать учащихся на работу в группе
- Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите учащимися своих позиций
- Производить оценку уровня знаний учащихся и их точек зрения по различным вопросам
- Стимулировать умственную работу учащихся
- Поддерживать энтузиазм учащихся по поводу разных учебных тем
- Анализировать выполнение учащимися рабочих заданий и упражнений
- Проверять усвоенный учащимися материал на практике
- Формировать у учащихся креативное отношение к изучаемому материалу и навыки дедукции
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития
- Геймификация в обучении
- Проблемное обучение: коротко о методе
- Диаграмма сродства для решения управленческих проблем
- 4C/ID-модель для повышения эффективности образования
- Зона ближайшего развития
- Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
- Изобретательство: подборка полезных материалов
- Case study: грамотно учимся на чужих ошибках
- ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
Кейсовое обучение в школе: виды кейсов и рекомендации по использованию метода
5 Комментарии • 23:12, 15.03.2019
Спасибо. Систематизоровано, а то почти нет информации об этой технологии.
0 Спам
4 Комментарии • 23:11, 15.03.2019
Спасибо. Вообще-то очень мало информации о кейсах. У Вас систематизировано и даны подходы. Мне это важно.
3 ptihkamoja • 18:09, 08.10.2018
Спасибо за статью. Я тоже применяю кейс-задания. Но я рискнула и применяю их на биологии. Тяжело, так как биология-наука которая не приемлет плюрализма мнений. Но. есть уже наработки и я довольна.
2 dya4ckova • 23:21, 02.02.2017
Согласна, интересная технология. Спасибо за подробную статью!
1 Егор9840 • 13:45, 24.01.2017
Интересный материал! Спасибо!Свидетельство о публикацииАнализ ОГЭ, ЕГЭ, ВПРАктуально!
Следующая