Приказ Минфина России от 04.06.2025 N 126н (ред. от 11.11.2025) Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2025 N 52516)
С 1 октября 2020 года в приказ Минфина №126н внесли изменения: добавили Приложение 2 и увеличили преимущества по цене для закупок товаров для нацпроектов. Разбираемся с содержанием приказа с учетом этих изменений.
Приказ Минфина 126н устанавливает условия допуска иностранных товаров. Также документ указывает, как действовать заказчику при рассмотрении заявок с предложением иностранных и российских товаров, а также товаров из стран-членов ЕАЭС — Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Товары из стран ЕАЭС получают такие же преимущества, как и российские.
В приказе 126н есть 2 приложения, в которых перечислены товары, на которые распространяется действие приказа. То есть, если заказчик закупает товары из этих перечней, он обязан установить условия допуска этих товаров в соответствии с приказом 126н. Это значит, что при рассмотрении заявок товарам российского происхождения будет предоставлен приоритет.
Это приоритет выражается в ценовых преимуществах.
к содержанию ↑В чем заключаются преимущества?
При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений один из ключевых критериев оценки — цена, предложенная поставщиком. При применении приказа 126н цены, предложенные в заявках с российскими товарами, при оценке уменьшаются на 15% для товаров из Приложения 1 и на 20% из Приложения 2. Чтобы было понятнее, разберем практический пример.
Запрос котировок, применяется приказ Минфина 126н. Закупается товар из Приложения 1. Подано 4 заявки:
- Российский товар, цена — 100 000 рублей
- Российский товар, цена — 80 000 рублей
- Иностранный товар, цена — 69 000 рублей
- Иностранный товар, цена — 90 000 рублей
Поскольку в первых двух заявках предложены российские товары, заказчик при оценке будет учитывать предложенные цены уменьшенными на 15%. То есть, в заявке 1 будет учитываться цена 85 000 рублей (100 000 -15%), а в заявке 2 — 68 000 рублей (80 000 -15%). Остальные две заявки рассматриваются по той же цене, которую предложили поставщики.
Если бы в данной закупке не применялся приказ 126н, победила бы заявка 3. Но в этой заявке товар иностранный и она не получает преимуществ. Победит заявка 2 благодаря снижению при рассмотрении цены на 15%.
При этом заключать контракт с этим участником будут по той цене, которую он предложил — 80 000 рублей.
При проведении аукциона всё проще: если участник предложил иностранный товар и выиграл аукцион, то с ним заключают контракт по цене ниже его предложения:
- на 15% для товаров из приложения 1;
- на 20% для товаров из Приложения 2 и товаров для нацпроектов.
То есть, если в аукционе на закупку товаров из Приложения 2, с НМЦК 15 миллионов победитель предложит иностранный товар и цену 10 миллионов, контракт с ним заключат на 8 миллионов.
Важно! Все преимущества применяются только в том случае, если весь товар в заявке российский.
к содержанию ↑Как подтвердить страну происхождения товара?
Страну происхождения товара необходимо декларировать в заявке. Предоставление каких-либо подтверждающих документов не требуется. Казалось бы, указываем во всех заявках, что товар российский и получаем приоритеты, ничего сложного.
Но не нужно забывать, что при победе и поставить товар нужно будет исключительно российский. Поэтому схитрить тут не получится.
Когда не применяется приказ 126н?
- Закупка признана несостоявшейся по любой из причин, указанных в 44-ФЗ.
- Все заявки содержат предложения товаров российского происхождения.
- В каждой заявке есть хотя бы один иностранный товар.
- Если в отношении товаров установлен полный запрет, например, в соответствии с ПП №616.
Важно! Заказчик не может размещать закупку, в которой одновременно закупаются и перечисленные в приказе 126н товары, и отсутствующие в приказе. Та же ситуация и с разбивкой на приложения приказа: нельзя одновременно закупать товары из Приложения 1 и Приложения 2.
- 20% вместо 15%: внесены изменения в Приказ Минфина №126н
- Доказывать соответствие доптребованиям будут по новому порядку
- Минфин сократит количество НПА в 44-ФЗ
- Платить за победу все будут одинаково
- ЕРУЗ как инструмент для формирования НМЦК
- Гарантийный лимит вместо банковской гарантии
- За неисполнение обязательств по банковским гарантиям будут наказывать
- Минфин проанализировал закупки по 223-ФЗ
- Позиции КТРУ могут стать закрытыми
- Единые правила доступа к госзакупкам для России и Беларуси
- Самозанятых приравняют к субъектам МСП
- Минфин: применение типовых заявок пока не обязательно
- «Осенний» пакет поправок к 44-ФЗ примут не раньше февраля
- Предквалификация и ограничения для жалобщиков: Минфин опубликовал проект поправок к 44-ФЗ
- 20%: Минфин планирует увеличить ценовую льготу для российских поставщиков
- Минфин определил размер НМЦК, при превышении которого нужно согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком
- С 2021 года все жалобы и претензии по закупкам будут подаваться через ЕИС
- Поправки в 44-ФЗ: принятые и запланированные
- Для недобросовестных госзаказчиков могут создать отдельный реестр
- Госзакупки иностранных товаров ждет жесткое ограничение
- Новые поправки в 44-ФЗ от Минфина
- Рейтинг добросовестных поставщиков и расширение функций ЕИС: ФАС подготовила свои поправки в 44-ФЗ
- Премьер-министр Михаил Мишустин заявил о необходимости изменения 44-ФЗ
- Законопроект с поправками в 44-ФЗ доработают к концу марта
- В 223-ФЗ предлагают прописать предельные сроки оплаты контрактов
- Срочные и спорные: Минфин разделит поправки в 44-ФЗ на две части
- Не ужесточать: Минфин не хочет делать 223-ФЗ похожим на 44-ФЗ
- Госзакупки в рамках нацпроектов хотят ускорить
- Казначейство хочет изменить методы формирования НМЦК
- Новые правила закупки у единственного поставщика в условиях пандемии
- Коронавирус и госзакупки: субъекты МСП освободят от предоставления ОИК, заказчикам разрешат менять цену контракта
- Как проводить закупки на нерабочей неделе: объяснения Минфина
- Поставщиков по 223-ФЗ могут освободить от штрафов
- Предприниматели получат «кредитные каникулы»
- Новые условия обеспечения исполнения контракта
- Пакет поправок с масштабными изменениями 44-ФЗ начнут рассматривать в мае
- «Иные» случаи заключения контракта с единственным поставщиком
- Торговые площадки против утвержденного правительством перечня из 8 ЭТП
- Больше преимущества российским товарам
- Регуляторы не одобрили перевод закупок госкомпаний у МСП под действие 44-ФЗ
- Минфин доделал законопроект об упрощении 44-ФЗ и передал его на рассмотрение в Правительство
- На 35% закупок в 2019 году была подана всего одна заявка
- Рейтинг деловой репутации введут в 2023 году
- Минфин займется борьбой с демпингом
- 7336 из 26 823 жалоб были признаны обоснованными за апрель-июнь 2020 года
- За полтора года с малым бизнесом заключили контрактов на 12 триллионов рублей
- ЕИС объединят с Электронным бюджетом
- Единая система норм: Минфин рассуждает о третьем пакете поправок к 44-ФЗ до принятия второго
- Среднее предпринимательство получит те же преимущества при закупках по 44-ФЗ, что и малое
- Заказчики по 223-ФЗ будут обязаны обосновывать НМЦК
- Минфин изменит требования к федеральным ЭТП
- Закупки у малого бизнеса сократились на 14%
- Обязательное электронное актирование: что ждет ЕИС в 2021 году
- Казначейство займется торгами госимуществом
- ЕИС уже начали изменять под «оптимизированный» 44-ФЗ
- Рейтинг деловой репутации «не вписался» в поправки к 44-ФЗ
- Оптимизационные поправки к 44-ФЗ внесут в Госдуму до конца 2020 года
- Развите госзакупок: как изменится контрактная система после принятия оптимизационных поправок в 44-ФЗ
- Закупки у единственного поставщика через электронный магазин: разъяснения Минфина
- Электронный документооборот: подготовка к обязательному использованию
- Порядок работы в нерабочие дни с 4 по 7 мая
- Срок действия «Заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» могут увеличить
- Минфин предложил изменить правила ведения РНП
- Куда идти: регуляторы решают, в какую сторону развивать 223-ФЗ
Поделитесь ссылкой на эту статью
к содержанию ↑Коротко о главном: 5 пунктов
- Приказ 126н от 04.06.2018 регулирует закупки товаров с учетом их страны происхождения.
- В документах нужно указать, откуда товар, включая страну из ЕАЭС.
- Закупка товаров с 15%-й или 20%-й скидкой должна разделяться на разные контракты.
- Если в закупке участвуют товары из ЕАЭС, предоставляется ценовая скидка до 15% или 20%.
- Для медицинских препаратов применяются особые правила оценки страны-изготовителя.
В каких случаях работает Приказ 126н
Приказ 126н — это документ, который регламентирует условия для допуска товара, он такой один. Заказчик вправе закупить иностранную продукцию, не отклоняя заявок, допуск к закупкам не ограничен.
Перечень продуктов, к которым применяют 126н, установлен в приложениях № 1 и № 2. Не следует оформлять одну закупку на продукцию, которая есть в перечне и которая в него не включена. Он работает для тех закупок, в которых конкурирует отечественная продукция (в том числе из стран Евразийского союза) и заграничная.
Правила Минфина направлены на увеличение оборота отечественной продукции и поставщиков из дружественных стран. В условиях санкций заграничные товары в обороте РФ необходимо минимизировать. Для этого отечественным и дружественным производителям устанавливают льготы в закупках.
Документ действует с 2018 года, в него вносились изменения. Последнее изменение внесено в 2022 году.
Минфин установил преимущества по 126н для отечественной продукции. Для участников, в документах или предложениях которых содержатся продукты из Евразийского союза и отвечают установленным Минфином требованиям, устанавливается ценовое послабление в 15%, по сравнению с заграничным товаром. Если продукцию приобретают по нацпроекту, преимущество составляет 20%.
Чтобы разграничить, когда применять 20% по Постановлению 126н, а когда — 15%, обратитесь к перечням. В первом перечне — 15%, во втором — 20%.
ВАЖНО!
Нельзя в одну закупку внести продукцию со скидками и 15%, и 20%. Их необходимо разбить на два контракта.
В заявке необходимо указать страну происхождения продукции в соответствии с п. 1.6 Приказа 126н. Этим же документом установлено, что прикреплять к документам о показателях товара, в соответствии с Приказом Минфина 126н от 04.06.2018, — любой документ, из содержания которого определяется страна происхождения.
Минфин подтверждает эту позицию в информационном письме от 18.01.2019 № 24-01-07/2281. Одного единого документа для подтверждения законом не установлено. Такой документ прикладывают:
- во второй части заявки для открытого электронного конкурса;
- в заявке для аукциона и запроса котировок.
При выполнении поставки по контракту на основании приказа Минфина корректируйте страну происхождения только на ЕАЭС (п. 1.7). Например, если поставщик повезет овощи не из Беларуси, а из Казахстана.
На другую страну, не из Евразийского союза, заменить нельзя. Если поставщик поменяет продукцию на ту, которая не соответствует условиям контракта, заказчик вправе отказаться от его исполнения. В таком случае поставщик рискует попасть в РНП.
Учитывайте, что в 2022 году к РФ присоединились новые регионы — ДНР, ЛНР. Продукция, место происхождения которой — новые регионы, является российской.
к содержанию ↑Применение условий допуска в конкурсах, запросе предложений или запросе котировок
Вот инструкция, как правильно применять в закупках Приказ Минфина № 126н в 2025 в этих процедурах:
- Уменьшенная на 15% цена действует для поставщика, который предлагает продукт из Евразийского союза.
- Сравните цену с иными участниками — поставщиками иностранных продуктов.
- Определите победителя.
- Подпишите контракт. Если победил участник с товаром из Евразийского союза, цена контракта определяется по изначально предложенной поставщиком стоимости.
Пример, как указать в госзакупках по 126 Приказу цену.
- Китай — со стоимостью 45 000 рублей;
- Белоруссия — со стоимостью 50 000 рублей.
- Китай — со стоимостью 45 000 рублей;
- Белоруссия — со стоимостью 42 500 рублей.
ВАЖНО!
Учитывайте, что если все заявки из Китая, нужно применять 126н, — нет. Приказ не работает, если нет товаров из ЕАЭС.
Для контрактов по нацпроектам со снижением цены на 20% применяется такая же схема.
к содержанию ↑Применение условий допуска при проведении аукциона
Вот как действует 126 при рассмотрении заявок на аукционе:
- Снижайте стоимость на 15%, если победил поставщик, у которого хотя бы один продукт из ЕАЭС.
- В контракте указывайте цену с учетом скидки. Если страна происхождения продукции — ЕАЭС, не снижайте цену.
Вот пример для аукциона: участники подали предложения на поставку.
- 125 000 р. — отечественный товар;
- 100 000 р. — производство Вьетнама.
Если победитель не подписывает контракт, заключите его со вторым участником. Скидку в 15% применяйте, только если товар произведен не в ЕАЭС (п. 1.5 Приказа № 126н).
Для товаров по нацпроектам со скидкой в 20% действуют те же правила.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применяется нацрежим по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
к содержанию ↑Применение условий допуска в закупках лекарств
Для лекарств установлены особые правила. Необходимо учитывать этапы производства для определения страны-изготовителя. Существуют многокомпонентные препараты, где каждый компонент произведен в разной стране.
В таком случае ориентируются на действующее вещество.
Условия допуска лекарств из перечня жизненно важных с одним патентованным международным названием или химическим наименованием применяются в общем порядке или специальном. Порядок зависит от того, отклонили заявки по п. 1 Постановления № 1289 от 30.11.2015 или нет.
В документации указывают такие условия:
Контракт заключают с участником, который соответствует условиям. Цену устанавливают ту, которую заявил участник. Необходимо соблюдать условия п. 1.4 Приказа № 126н:
- заявка соответствует требованиям закупки;
- среди неотклоненных заявок у участника представлена наименьшая цена;
- стоимость закупки не превышает более чем на 25% цену наименьшего предложения участника отклоненной заявки по п. 1 Постановления 1289 и одновременно заявка не соответствует п. 1 (1) Постановления 1289 (условие не применяется, если такого участника нет).
Так Приказ № 126н работает с лекарствами:
- Если заявки с иностранными лекарствами отклонили, применяйте условия допуска в обычном порядке. Исключение — зарубежные страны из ЕАЭС.
- Среди оставшихся заявок определите, есть ли такие, в которых лекарство на всех стадиях производится в ЕАЭС. Если таких нет, вот как определить соответствие товара Постановлению 126н — проверьте, где осуществляют синтез молекулы действующего вещества.
ВАЖНО!
Если подходящей заявки нет, Постановление № 126н не применяют. На это указал Минфин в п. 3 информационного письма № 24-01-07/2281 от 18.01.2019.
Вот где смотреть страну происхождения по Приказу 126н для лекарств — в документе, который:
- подтверждает соответствие производителя требованиям практики ЕАЭС на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии № 77 от 03.11.2016 или правил, которые утверждены Приказом Минпромторга № 916 от 14.06.2013;
- содержит информацию о стадиях технологического процесса производства лекарства на территории ЕАЭС, информация подтверждается Минпромторгом.