Весовые характеристики грузовых транспортных средств. О чем они говорят
Одними из ключевых характеристик транспортного средства являются показатели его массы. Его вес влияет топливный расход, износ узлов и агрегатов, динамику, разгон и прочие параметры. Перед приобретением грузовой техники целесообразно знать необходимые характеристики для правильного обслуживания транспортного средства, организации эксплуатации, определения стоимости рабочих часов и т.
д.
- снаряженную массу;
- полный вес;
- разрешенную / максимальную массуа;
- грузоподъемность;
- допустимую нагрузку на ось.
Снаряженная масса
Это вес грузовика с учетом его стандартного оборудования и материалов, т.е. вес со всеми входящими в комплект вещами, а в некоторых странах включает в себя и вес водителя. Снаряженный вес также может называться — масса автомобиля без нагрузки.
Чаще всего при расчете учитываются следующие данные: масса машины, стандартное оснащение: ключи, инструменты, аптечка, запаска, огнетушитель и подъемник, полный бак с горючим, технические жидкости и смазка, масса водителя (принимается — 75 кг). Итоговый показатель записывается в технических характеристиках транспортного средства.
- Снаряженный вес транспортного средства.
- Полный бак топлива.
- Заполненная система охлаждения / смазки разных узлов.
- Запасное колесо.
- Инструмент.
- Водитель и пассажиры.
- Груз (с учетом разрешенной грузоподъемности)
Грузоподъемность
Данная характеристика показывает, какой вес может перевозить конкретный транспорт. Это разница между полной и снаряженной массой.
Нарушение требований завода-изготовителя данного показателя влечет за собой повреждение кузова, нарушение целостности моста и иных элементов, которые крепятся к подвеске.
Условно масса полезной нагрузки (или грузоподъемность) бывает двух видов: номинальная и реальная.
Номинальная
Определяется производителем и указывается в паспорте технического средства. Она не меняется в процессе эксплуатации и берется за основу при проведении расчетов.
Реальная
Этот параметр может колебаться в зависимости от качества дорожного покрытия и при движении на хорошей дороге грузовик, как правило, сможет увезти бОльший вес.
Грузоподъемность имеет ключевое значение. Превышение установленной нормы вызывает разрушение некоторых элементов, провоцирование аварийных ситуаций, а также может привести к штрафу ГИБДД.
Грузоподъемность учитывается при прокладывании маршрута, так как некоторые дороги не рассчитаны на тяжелые грузовые транспортные средства.
Важно помнить, что ошибки в определении грузоподъемности могут привести к неправильному определению категории авто и как результат, к оплате неправильного налога.
Предельная или максимально разрешённая нагрузка (масса)
Рассчитывается с учетом снаряженной массы и максимально допустимого веса для российских дорог (до 44 тонны). Для каждого транспортного средства предусмотрены свои требования с учетом числа осей. Так, для 2-осных авто этот параметр составляет 18 тонн, для 3-осных — 25 тонн, для 4-осных — 32 тонны, а для 5-осных — 35 тонн.
В отдельную группу входят автомобильные поезда, для которых этот показатель от 28 до 44 тонн. Для контроля этих параметров используется два типа проверки:
Динамическая
Проводится на скорости до 5 км/час. Машина заезжает на специальные весы, которые и показывают нагрузку.
Стационарные
Контроль проводится в большом фургоне, в который въезжает транспортное средство для проведения измерений.
В вопросе максимальной допустимой массы грузового автомобиля необходимо ориентироваться на параметр распределения груза по осям. Этот параметр во многом влияет на управляемость и возможность штрафа при отклонении от действующих ограничений.
Если говорить в целом, развесовка влияет на следующие параметры:
Разгон
Если нагрузка смещена на ведущую ось, это позволяет избежать прокручивания колеса на мягком грунте.
Устойчивость
Во время движения грузовик встречается с мощным потоком воздуха, который прижимает или поднимает машину. В последнем случае может потребоваться утяжеление передней оси для достижения лучшей устойчивости.
Износ шин при торможении
При нажатии на тормоз нагрузка идет на переднюю ось, поэтому может потребоваться ее разгрузка.
Что это такое?
Если кратко, то – это величина, показывающая, какое количество груза, в том числе живого (пассажиров), может безопасно транспортировать автомобиль.
Как отмечалось, многие не обращают внимания на этот параметр, а зря. Он является чрезвычайно важным. Несколько аргументов в подтверждение:
- Если автомобиль перегружен, есть риск, что в нем что-нибудь сломается в пути. Например, не выдержат элементы подвески, лопнут шины. В худшем случае, это может привести к ДТП с тяжелыми последствиями. В лучшем – придется обратиться в автосервис, потратить какую-то, скорее всего, значительную сумму денег, некоторое время перемещаться на общественном транспорте.
- За перегруз ТС предусмотрены штрафы. Об этом еще пойдет речь в рамках настоящей статьи.
- В некоторых населенных пунктах есть участки, где проезд авто с массой, превышающей определенные параметры, недопустим. Это еще полбеды. Устанавливаются специальные камеры и прочее оборудование, которое позволяет выявлять правонарушение, о котором идет речь, в автоматическом режиме. Одно дело, когда, скажем, грузовую «ГАЗель» в центре города обнаружил сотрудник ГИБДД. Вероятность этого не так высока. Другое дело, когда на участке стоит камера и фиксирует каждое нарушение.
Каждому автовладельцу рекомендуется знать, сколько максимально может весить его машина и сколько она может увезти на себе.
к содержанию ↑Как узнать класс ТС?
Для этого нужно внимательно посмотреть на первую страницу в ПТС, где указаны все важные сведения об автомобиле. В пунктах 2 и 3 содержится информация о классе. Он обозначается латинской буквой и словом. Например: «B, легковые».
Информация о классе не раскрывает точных цифр грузоподъемности. Но уже можно сделать определенные выводы. Например, если указано, что автомобиль легковой, то, очевидно, что он не сможет увезти на себе 3 тонны груза, потому что разрешенная максимальная масса у «легковушек» всего-то 3,5 тонны.
Кроме того, есть и ограничения по пассажирам – не более 8 человек на легковой автомобиль. Впрочем, с классами все хорошо, когда речь идет об отечественном транспорте. Используются данные, предоставляемые заводом-изготовителем.
Если же авто поставляется из какой-то другой страны, то класс определяют на таможне.
Случаются ошибки. Крупный легковой автомобиль могут причислить к классу грузовиков, что, очевидно, не будет соответствовать действительности.
Определяем разрешенную массу ТС
В паспорте автомобиля есть пункты 14 и 15, в которых указывается масса авто. В первом – без нагрузки. Во втором – разрешенная максимальная. Что это за показатели?
Масса без нагрузки – это вес автомобиля, готового к пути: с учетом массы всех технических жидкостей и водителя. Кстати, стандартный вес одного человека – водителя или пассажира, определяется в 75 килограммов. Это европейская норма.
Ранее, в России использовали старую советскую норму – 80 килограммов.
Разрешенная максимальная масса – название, которое говорит само за себя. Этот параметр показывает, сколько может предельно весить конкретный автомобиль, с грузом и пассажирами.
к содержанию ↑Вычисляем разницу между показателями
Зная вышеуказанные параметры, можно вычислить грузоподъемность транспортного средства. Для этого из разрешенной максимальной массы вычитаем массу без нагрузки.
Еще про Советский союз: в стране продавалась сметана на вес. Можно было прийти со своей баночкой. Её взвешивали.
Потом взвешивали банку, наполненную сметаной. Из общего веса вычиталась масса баночки. И определялась масса продукта.
Так и с автомобилем. Из разрешенной максимальной массы нужно вычесть массу без нагрузки. Результат и будет являться показателем грузоподъемности.
Можно ли изменить?
Данный вопрос нужно рассматривать в двух аспектах:
- Увеличение грузоподъемности.
- Исправление ошибок.
Если речь идет о первом случае, то единственный вариант – внесение изменений в конструкцию автомобиля.
Данные изменения должны быть согласованными и безопасными. Естественно, придется обращаться в экспертное учреждение, для получения заключения о том, что автомобиль можно эксплуатировать с учетом внесения изменений в конструкцию. Нужно будет обратиться в ГИБДД, чтобы изменить данные в ПТС и в СоР ТС.
Отметим, что шансов ездить на модифицированном автомобиле не так много. ГИБДД не приветствует изменение параметров автомобиля. В принципе, это вполне логично.
Инженеры на заводе рассчитывают все так, чтобы эксплуатация ТС была безопасной и эффективной. Какие-то «гаражные переделки», в большинстве случаев, снижают степень безопасности ТС.
Если же, скажем, на таможне, была допущена какая-то ошибка – например, неверно указана максимальная разрешенная масса, то нужно действовать по следующему алгоритму:
- Следует обратиться в органы ГИБДД с просьбой провести экспертизу.
- К назначенному времени нужно подогнать авто к месту проведения экспертизы.
Компетентный специалист, используя специальное оборудование, определит массу авто без нагрузки и разрешенную максимальную массу. Если ошибка имеет место, то в ПТС и СТС внесут изменения.
Штраф за перегруз авто
В КоАП РФ есть статьи 12.21 и 12.23. Первая из них касается нарушения правил перевозки груза, вторая – правил перевозки пассажиров. Но ответственность одинаковая – штраф 500 рублей.
Правда, за нарушение правил перевозки людей может быть наложен и более серьезный штраф. Но это уже касается особых случаев, например, перевозки детей, и специальных субъектов – должностных лиц и т. п.
Раньше на машину существовал единый документ – Технический паспорт автомобиля. Содержание и форма ПТС очень схожа с советским техпаспортом, поэтому их часто путаю. Читайте статьи наших экспертов о том, зачем нужен, где и как получить паспорт транспортного средства (в том числе при покупке новой машины в салоне), как быстро и просто можно его восстановить или поменять, если закончились графы; чем отличается электронный паспорт ТС от бумажной версии; как проверить подлинность ПТС по номеру автомобиля, а также как по его данным получить отчёт о ТС по базе ГИБДД.
Представляется, что не нарушать законодательство в сфере перевозки грузов нужно не потому, что за это можно получить штраф, а потому, что такие действия ставят под угрозу безопасность дорожного движения.
к содержанию ↑Весовые характеристики грузового автомобиля
Весогабаритные характеристики – важные параметры, знание которых обеспечивает грамотную эксплуатацию грузового автомобиля, позволяет продлить эксплуатационный, в том числе безремонтный, период, избежать нарушений правил дорожного движения и штрафов ГИБДД. От соблюдения/несоблюдения весовых параметров, рекомендованных производителем, зависит скорость износа узлов и деталей, топливная экономичность, разгон и торможение, устойчивость и удержание курса транспортным средством.
к содержанию ↑Снаряженная масса транспортного средства – что значит это понятие
Снаряженная масса грузового автомобиля – это его вес вместе со стандартизированным оборудованием. Иначе этот показатель называют весом грузовика без нагрузки. В европейской директиве и ГОСТе 33987-2016 указывается, что в эту характеристику входит средний вес водителя, поскольку без него движение ТС невозможно.
Методика определения снаряженной массы в разных странах может быть разной, но в большинстве случаев в эту характеристику, помимо веса авто и водителя (принимают равным 75 кг), входит вес ключей, аптечки, запасного колеса, огнетушителя, домкрата, технических жидкостей и смазочных материалов, полностью заправленного топливного бака. Существует также понятие «сухая масса», которая равна весу транспортного средства без учета заливаемых технических жидкостей. Этот параметр не относится к перечню важных характеристик.
Снаряженную массу вычисляют взвешиванием на специальных весах. А затем сравнивают полученное значение с величиной, которая указывается заводом-изготовителем в сопровождающей техдокументации. Если разница между этими параметрами составляет более 5%, то актуальной считается вновь полученная величина.
к содержанию ↑Грузоподъемность или полезная нагрузка автомобиля
Этот параметр показывает, какую максимальную массу груза может перевозить ТС. Иначе это разность между весом автомобиля в полностью загруженном состоянии и снаряженной массой. Различают 2 вида грузоподъемности:
- Номинальная. Устанавливается предприятием-изготовителем и отображается в техдокументации. Принимается в качестве базы при проведении различных расчетов, например, при определении категории авто, которая влияет на величину налога. Учитывается при составлении маршрута, поскольку на определенных участках автодорог существуют ограничения по полной массе транспортных средств. Это постоянная величина, которая не корректируется в течение всего эксплуатационного периода.
- Реальная. Немного колеблется в зависимости от качества автодорожного покрытия. На автодорогах, находящихся в плохом состоянии, обычно перевозят грузы, вес которых меньше максимально допустимой полезной нагрузки ТС.
Существенное превышение значения, рекомендованного производителем, приводит к возникновению неисправностей моста, двигателя, ходовой части, повреждениям кузова, а также к штрафам от ГИБДД. Кроме того, перегруженный автомобиль тяжело разгоняется и медленно тормозит, что приводит к возникновению нештатных ситуаций на дороге.
к содержанию ↑Важный весовой параметр – полная масса грузового автомобиля
Сумму снаряженного веса ТС и веса груза называют полной массой авто, эта характеристика учитывает массы:
- снаряженную;
- полностью заправленного топливной емкости;
- заполненных систем смазки и охлаждения;
- инструментов и запаски;
- водителя и пассажиров;
- груза.
Предельная или максимально разрешенная масса грузового автомобиля
Этот параметр характеризует вес, максимально допустимый для автодорог конкретного региона или страны. Реальное значение вычисляют сложением осевых нагрузок.
Для российских автодорог наибольший допустимый вес грузового авто составляет 44 т. Но этот параметр устанавливается для групп ТС в зависимости от количества осей:
- 2 оси – 18 т;
- 3 оси – 25 т;
- 4 оси – 32 т;
- 5 осей – 35 т.
К отдельной группе относятся автопоезда различных габаритов, для которых этот показатель может достигать 44 т.
Превышение максимально разрешенной массы авто приводит к быстрому повреждению дорожного покрытия и получению штрафов от сотрудников ГИБДД. Размер штрафных санкций зависит от того, насколько был превышен допустимый показатель.
Взвешивание может осуществляться стационарным и динамическим способами:
- Статический. Средство для взвешивания находится в крупногабаритном фургоне, в который въезжает транспортное средство. Статические автомобильные весы оборудуются аналоговой или цифровой весоизмерительной системой.
- Динамический. Осуществляется на специальных весах, на которые авто заезжает со скоростью 5 км/час. Они состоят из грузоприемной части и электронного блока, который обрабатывает и отображает поступающие к нему сигналы. В конструкцию грузоприемного устройства входят фундамент и металлорама с платформой, которая опирается на измерительные тензорезисторные датчики. В электронную систему входят комплектный динамический преобразователь и персональный компьютер.
Взвешивание может быть общим и поосным. Поосные результаты суммируются с получением полной массы авто.
к содержанию ↑Допустимая грузоподъемность: основные параметры, отличие снаряженной массы от грузоподъемности
Моторист раскрыл значение наклейки «1.3%», которая располагается под капотом авто
Автоюрист объяснил, кто должен оплачивать штраф за непристегнутого пассажира
Капитан полиции объяснил, почему запрещено открывать багажник по требованию инспектора
Гаишник рассказал, на какой скорости автомобиль не видят дорожные камеры
Нюансы, связанные с допустимой грузоподъемностью
На практике, сделать расчет допустимой грузоподъёмности автомобиля попросту невозможно, если не принимать во внимание ряд важных особенностей. В данном случае речь идет про следующие нюансы:
- этот показатель присваивается к отдельному классу автомобилей в соответствии с действующим законодательством;
- реальная допустимая грузоподъемность авто может отличаться от того параметра, что прописан в ПТС автомобиля;
- на практике, точной классификации авто не существует, и все принятые стандарты имеют расплывчатые значения;
- рассчитываемый вес авто в данном случае принимается во внимание без учета массы присутствующего в салоне водителя;
- допустимая грузоподъемность — это максимальное значение, при превышении которого системы безопасности уже не обеспечивают должную защиту.
Если не учитывать эти моменты, то автомобилист попросту не сможет разобраться с таким термином, как допустимая грузоподъемность. А это очень важно, по той простой причине, что за нарушение установленных характеристик предусмотрен штраф.
к содержанию ↑Основные параметры, которые характеризуют грузоподъемность автомобиля
На деле, такой термин, как допустимая грузоподъемность, многим автомобилистам ничего не скажет. Именно поэтому, предварительно стоит рассмотреть ключевые параметры, характеризующие это значение, а именно:
- снаряженная масса транспортного средства – показатель, который присутствует в техпаспорте авто и рассчитывается без учета груза и присутствующих в салоне автомобиля пассажиров;
- сухой вес транспортного средства – это чистая масса авто в штатном исполнении, когда в нем отсутствует бензин, масло, посторонние предметы, а также водитель и сопутствующие пассажиры с грузом;
- полная масса автомобиля – это ключевой показатель, когда транспортное средство загружено водителем, пассажирами, грузом, а также сторонними вещами, но при этом не превышает максимального значения;
- грузоподъемность – это максимальное значение массы перевозимого груза, который транспортное средство может взять на борт при условии, что в полной мере будут функционировать все системы безопасности.
Примечательно, что все эти параметры рассчитываются для каждого автомобиля в индивидуальном порядке, в зависимости от конструктивных особенностей и характеристик, заложенных производителем.
к содержанию ↑Отличие снаряженной массы от допустимой грузоподъемности
Многие автомобилисты допускают ошибку, когда принимают снаряженную массу транспортного средства за допустимую грузоподъемность. Если говорить про первый термин, то он характеризует вес автомобиля, когда в нем присутствуют все необходимые расходные жидкости, стандартный набор ремонтного инструмента, а также водитель с номинальным весом 75 килограмм. Также сюда включается домкрат и запаска.
Если же говорить про допустимую грузоподъемность, то здесь определение совершенно иное. В данном случае речь идет про массу груза, а также сопутствующих пассажиров, которая суммируется со снаряженной массой и соответствует максимальному значению полного веса авто под нагрузкой. При условии, что этот показатель будет превышен, в соответствии с действующим законодательством автомобилист рискует нарваться на административное наказание в виде штрафа.
Кроме того, не стоит забывать о том, что при превышении допустимой грузоподъемности авто не гарантирует безопасность автовладельцу и присутствующим пассажирам, по той простой причине, что эти системы рассчитаны на определенные показатели массы.
к содержанию ↑Как уточнить допустимую грузоподъемность по ПТС
На любое современное транспортное средство на руках у автовладельца присутствует техпаспорт, который выступает важнейшим документом для автомобиля. В графах этого бланка присутствует различная информация, и в том числе сведения, связанные с массой и грузоподъемностью авто. Чтобы определить, какой допустимой грузоподъемностью обладает транспортное средство, автолюбителю необходимо выполнить ряд простых и последовательных действий.
Прежде всего, уточняется класс автомобиля и сопоставить с максимальным значением. Далее необходимо отыскать в техническом паспорте транспортного средства сведения о наибольшей допустимой загрузке. Затем следует вычислить разницу двух предшествующих параметров и получить допустимую грузоподъемность автомобиля.
к содержанию ↑Что влечет за собой превышение допустимой грузоподъемности
Многие современные автолюбители попросту не понимают, что превышение допустимого значения чревато самыми негативными последствиями. В частности, пренебрежение таким показателем может повлечь за собой следующее:
- существенно ухудшается управляемость транспортного средства;
- заметно возрастает тормозной путь в отличие от номинального;
- возникает риск опрокидывания авто в поворотах и при маневрировании;
- автомобиль начинает заносить, и он периодически отклоняется от курса;
- при выполнении маневра существенно возрастает центробежная сила;
- машина не гарантирует безопасность водителю и пассажирам;
- штатные механизмы и опоры могут выйти из строя из-за перегрузки;
- существенно увеличивается расход топлива.
Примечательно, что превышение допустимой грузоподъемности негативно влияет практически на все моменты. Однако, в то же самое время авто более уверенно держит дорогу, так как заметно возрастает его масса.
Следующая