Ломом подпоясанные»: тюремная каста, которая восстала против воров в законе
Так называемые “воры в законе” или “законники” — короли преступного мира. Эту группу уважаемых авторитетов, контролирующих большую часть криминального мира, как в тюрьме, так и за ее пределами, объединяют определенные общие темы.
Тот, кто хочет получить звание «вора в законе», должен прежде всего вызвать непоколебимое уважение среди воровских коллег, а также иметь за плечами многочисленные судимости и категорически отвергать любое сотрудничество с любыми государственными правоохранительными структурами.
Законники соблюдают строгий кодекс поведения — так называемый «воровской закон». Его главные принципы — верность воровской идее и невозможность сотрудничества с правоохранительными органами в каком бы то ни было качестве, в том числе с администрацией тюрьмы.
При попадании в «зону», что на жаргоне обозначает колонию строгого режима, воры наблюдают за “общаком” — общим уголовным денежным резервом, а также устанавливают свой собственный закон и решают любые вопросы и конфликты.
2. Блатные (низшая каста воров)
После “воров в законе” идут “блатные”, что в широком смысле переводится как «воры». Однако это немного другая каста. Они находится прямо под высшей кастой в тюремной иерархии.
Эта группа контролирует закон внутри зоны, где жизнь ведется в соответствии с тюремным законодательством.
Часто эта каста состоит из обычных профессиональных преступников. Однако заключенный, который ранее служил в полиции или работал в сфере услуг (водитель такси, официант и т. д.), не может стать блатным.
“Мужики” — самая распространенная каста в российской исправительной колонии. В отличие от блатных, эти ребята не профессиональные преступники и не обычные тюремные гости. Члены этой касты попадают в тюрьму обычно в результате совершения одного преступления, а не систематической преступной деятельности.
“Мужики” в большинстве своем не сотрудничают с администрацией тюрьмы, но и в тюремной жизни не участвуют, оставаясь в стороне от внутренних разборок. Они работают в тюрьме и надеются не вернуться в колонию после отбытия наказания.
Заключенные этого социального класса носят разные прозвища. Они охотно соглашаются сотрудничать с надзирателями и сами могут занимать различные административные должности в зоне.
Их явно не любят другие касты. В колониях, где воровской закон является законом, эти заключенные могут содержаться отдельно от других в интересах защиты их от многочисленных кровавых конфликтов и/или актов возмездия.
Как правило, «козел» — это имя, зарезервированное для тех, кто выделяется своими действиями, а не выполнением назначенных тюремных обязанностей; однако, если заключенный проявляет активное желание сотрудничать с администрацией в интересах извлечения выгоды, он может быть уверен, что его понизят до звания «сука».
«Петухи», также известные как «опущенные», являются низшими из низших и часто изолированы от всего тюремного населения. У них есть своя посуда (обычно отмечена отверстием) и свое место для сна (часто возле туалета). Прикасаться к ним, их вещам, брать у них еду или сигареты строго запрещено.
Сами «опущенные» должны держаться подальше от остальных каст заключенных. Вся грязная работа, такая как уборка туалетов, обычно возлагается на членов этой касты.
«Опущенные» — это те, кто совершил серьезный проступок либо в «зоне» (например, не выплатил долг или воровал у других сокамерников), но также и те, кто принадлежит к неблагополучным категориям (например, геи автоматически попадают в эту категорию). Сюда также могут входить те, кто потерпел преступление против себя и не отомстил; а также тех, кто бесчестно обошелся с другим заключенным и не смог оправдаться в суде блатных.
6. Шестерки, шерстяные, черти, чушки, крысы, мусора и др.
Помимо основных каст, российская тюремная иерархия включает менее известные и менее многочисленные группы, с которыми можно встретиться в учреждениях по всей стране.
«Шестёрки» — это те, кого заставляют служить сословию блатных. «Шерстяные», как в свитере, — это те, кому поручено скоординированное нападение и избиение других сокамерников, обычно по указанию администрации. «Черти» или «дьяволы» совершают различные грязные дела для других заключенных за денежное вознаграждение.
«Крысы» стучат на других сокамерников. «Мусора» — несуществующая форма множественного числа от «мусор» — русский сленговый термин, обозначающий «полицейский», — бывшие сотрудники правоохранительных органов, которых посадили за решетку.
«Петухи» или «опущенные»
Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши.
«Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету.
Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно.
к содержанию ↑«Шестерки», «шныри», «шерстяные» и «фуфлыжники»
«Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти.
«Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина».
Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес.
Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.
к содержанию ↑Касты в СССР
Несмотря на то, что в советский период наша страна столкнулась с большими потерями в следствии двух мировых войн и одной Гражданской войны, население росло довольно быстро. Так, к 1940 году в СССР было практически на 22% больше жителей, чем в России в 1913 году. Также следует представить более полную статистику, как менялась численность населения за сто лет:
- 1870 год – население составляло 86,3 миллиона человека;
- 1897 год – население составляло 124,6 миллионов человек;
- 1913 год – население составляло 159,2 миллиона человек;
- 1940 год – население составляло 194,1 миллион человек;
- 1950 год – население составляло 178,5 миллионов человек;
- 1959 год – население составляло 208,8 миллионов человек;
- 1970 год – население составляло 241,7 миллионов человек;
- 1977 год – население составляло 257,9 миллионов человек;
- 1989 год – население составляло 286,7 миллионов человек.
Таким образом, мы можем отметить, что именно в годы войны в численности населения преобладала тенденция к снижению. В 1989 году была проведена Всесоюзная перепись населения, которая оказалась последней переписью при Советском Союзе. Путем опроса исследователи выяснили численность населения, получили данные о возрастном составе, семейном положении, числе и размере семей, уровне образования, о языках и национальностях, а также об источниках, которые позволяли людям существовать в те непростые времена.
Замечание 1
Что касается состава населения, а именно его социальной структуры, то советское общество в основном состояло из следующих классов:
- Рабочий класс;
- Колхозное крестьянство;
- Народная интеллигенция.
Интересно проследить, как менялся классовый состав населения с в 1913, 1939 и 1976 годах. Так, в 1913 году рабочие и служащие составили 17% от числа всего населения, из них рабочими были 14,6%. Данных по колхозному крестьянству и кооперированным кустарям нет, зато есть достаточно достоверные данные по количеству крестьян единоличников и некооперированных кустарях (66,7%, то есть большинство населения) и о буржуазии, помещиках и торговцах (16,3% от общего числа населения).
В 1939 году состав населения заметно изменился. Так, 50,2% составили рабочие и служащие, из которых 33,5% являлись именно рабочими гражданами. 47,2% — колхозное крестьянство и кооперированные кустари – класс, который развился буквально за 20 лет.
2,6% составили крестьяне и единоличники, а также некооперированные крестьяне. Стоит отметить, что в этом году, а также далее – в 1979 году, — совсем исчезла такая категория, как «буржуазия, помещики, торговцы и кулаки). Также, говоря про 1979 год, отметим, что большей частью населения являлись рабочие и служащие (83,6%), а 16,4% — колхозное крестьянство и кооперированные кустари.
«Касты в СССР» Помощь эксперта по теме работыРешение задач от ИИ за 2 минутыНайди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
к содержанию ↑Тюремные касты СССР
Замечание 2
Говоря о кастах СССР, нельзя забывать о тюремных кастах, которые существовали в лагерях Советского Союза. Тюремные касты (или «масти») – это группы заключенных, которые занимали разное место и положение в тюремной структуре. Иерархия складывалась в местах лишения свободы, была достаточно подвижной, но все же те касты, которые были наверху, всегда оставались своего рода правящими, привилегированными даже в состоянии неволи.
Согласно историческим данным, в тюрьмах и лагерях СССР существовало 4 основные категории заключенных. Между ними были промежуточные группы, но обычно происходило довольно четкое разделение, и промежуточные масти не учитывались, хотя сами заключенные могли относить себя к ним же. Самая основная особенность, которая заключается в тюремной масти – возможность перехода из более высокой масти в более низкую.
Это переход в тюремном жаргоне называли «опускание», и термин сохранился по сей день. В Советском Союзе выделяли следующие тюремные касты:
- «Блатные»;
- «Мужики»;
- «Козлы»;
- «Петухи».
Блатные являются представителями высшей касты в тюремной иерархии. Они являются профессиональными преступниками, чаще всего держат власть в тюрьмах, к их мнению прислушиваются не только заключенные, но и администрация тюрем (если дело касается определение характеристик отдельных индивидуумов). Блатным в тюрьме не мог стать человек, который служил в армии, работал обслуживающим персоналом (официантом, таксистом).
Но в некоторых случаях были исключения, хоть и крайне редко. Следующая каста – мужики, которые являлись самой многочисленной группой заключенных. Они попадали в тюрьму по случайному стечению обстоятельств, и рассчитывали вернуться к нормальной жизни после того, как отбыли срок в колонии или лагере.
Они работали, могли претендовать на неформальную власть в тюремных кругах.
Козлы – это заключенные, которые могли открыто сотрудничать с руководством и администрацией тюрем. Их не принимали в высшие круги иерархии, хотя иногда они создавали свои сообщества, где были главными и могли повлиять на ход событий. В некоторых зонах они нарывались на негативное отношение к себе, и это приводило к тому, что их специально организовывали в отдельные подгруппы, чтобы козлы не могли взаимодействовать с остальными заключенными, особенно блатными и мужиками.
Следом за козлами идет каста петухов, которые считаются опущенными на зоне. Это значит, что они относились к представителям низшей касты – пассивным гомосексуалам.
У низших тюремных каст нет права голоса, они не имеют права высказывать мнение. Зато на них накладывают большое количество обязанностей: следить за чистотой в камерах, где отбывают наказание мужики и блатные, выполнять все хозяйственные услуги (уборка, стирка, глажка, приготовление пищи). Опущенные, как правило, выполняют самую грязную работу: моют туалеты, выносят туалетное ведро, занимаются обслуживанием помойных ям.
Также они работают уборщиками в цехах, кочегарами и грузчиками. Таким образом, в тюремной иерархии строже всего и лучше всего продемонстрировано строгое разделение людей на касты не только в зависимости от преступлений, которые были ими совершены: очень важно, чтобы заключенный нравился блатным, и чтобы их одобряло сообщество мужиков.
к содержанию ↑От блатных до опущенных — иерархия заключенных в тюрьмах ГУЛага
Люди, которые оказываются в местах лишения свободы, вынуждены жить в суровых условиях и в постоянном присутствии других — во всех странах это порождает жесткую иерархию среди заключенных.
А поскольку ГУЛаг был беспрецедентно масштабной и жестокой тюремной системой, то и возникшая в этих сталинских лагерях и тюрьмах иерархия «каст» заключенных была очень суровой. Даже в современных исправительных учреждениях, спустя более чем полвека, имеется разделение «сидельцев», которое практически без изменений пришло именно из ГУЛага.
к содержанию ↑«Блатные» — «высшая каста» арестантов
При полном однообразии внешнего облика заключенных, среди них, конечно же, была категория неформальных лидеров — чаще всего эту «элиту» называли «блатными». Также их упоминают под названиями «урки» (УР — уголовник-рецидивист), «воры», «черные», а сами себя они могли скромно называть просто арестантами или босяками.
Как правило, они стремились к тому, чтобы не выполнять никаких работ, считая достойным себе занятием в лагере либо безделье, либо карточную игру. Если была возможность перегрузить свою долю работ на других заключенных, «блатные» напрягали этим «мужиков». Но, конечно, не во всех лагерях это было реально — иногда и эти люди оказывались на общих работах.
Хотя для них существовало и определенное табу: занимать какие-либо приближенные к администрации лагеря должности либо просто «теплые места» типа повара, библиотекаря и т. п. — такое считалось бесчестьем для настоящего вора.
Стать «блатным» мог не любой рецидивист или даже обладатель криминальной «специальности». К непременным требованиям относилась чистота биографии — разумеется, в специфическом лагерном понимании: человек в своей долагерной жизни не должен был работать на государство (в государственных учреждениях), не должен был состоять комсомольцем или членом партии, а также никогда не заниматься профессиями сферы обслуживания (официант, продавец и др.). Учитывая, что в те годы государство тотально контролировало занятость граждан, неудивительно, что полностью «чистых» от работы в госучреждениях людей было немного.
Впрочем, так выглядеть стала ситуация примерно с тридцатых годов — а еще в двадцатых в лагеря попадали сотни тысяч «босяков» — сельской и городской маргинализированной бедноты: некоторые из них и становились «блатными».
Эти сливки тюремного общества могли командовать нижестоящими категориями заключенных. Могли собирать с них «дань» — продукты из передач, еду из пайки, что-то из личных вещей.