Профессия учителя. Можно ли работать в школе без педагогического образования и что для этого нужно
Для начала нужно понять, подходит ли вам профессия, ведь далеко не все, кто любит детей, могут стать хорошими учителями. Помимо этого современный педагог должен:
- Относится к своей работе не как к рутинной обязанности, а как к любимому делу. Педагог не отбывает часы в школе, а вместе с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый учебный день: подготовку к занятиям, уроки, внеурочную деятельность. Ему нравится общаться с учениками и коллегами, радоваться их успехам, помогать решать проблемы.
- Досконально знать и любить свой предмет. Педагог должен быть фанатом той дисциплины, которую преподает: следить за новыми теориями и открытиями, читать профессиональную литературу, участвовать в отраслевых мероприятиях, а главное – стремиться передать полученные знания детям, заинтересовать их. Не зря многие люди отмечают, что их любовь к математике, русскому языку, химии или любой другой науке выросла из любви к учителю.
- Быть для детей примером во всем. Любимый учитель становится для детей авторитетом и кумиром, ему подражают, перенимают его модель поведения. Поэтому педагогу нужно стремиться быть хорошим примером – спокойным и уравновешенным, без вредных привычек, с непоколебимыми моральными установками, грамотной речью, выразительными, но не чрезмерными мимикой и жестами, аккуратной ухоженной внешностью, правильными манерами. При этом важно оставаться естественным и простым, ведь дети не терпят фальши.
- Идти в ногу со временем. Учитель должен меняться вместе с окружающим миром. Нужно постоянно следить за новыми методиками и технологиями преподавания своего предмета, применять в работе весь комплекс инновационных средств, не бояться экспериментов. Хороший педагог знает и умеет направить на пользу учебным результатам все, что интересует детей. Он не будет ругать их за смартфоны под партами, а поможет скачать полезное приложение – словарь, интерактивный глобус или преобразователь величин. Он не будет высмеивать модных видеоблогеров, а предложит в качестве домашней работы записать и вложить в интернет ролик с физическим экспериментом или декламацией любимого стихотворения.
Конечно, кроме вышеперечисленных качеств учитель должен иметь и ряд профессиональных компетенций. Чтобы получить их, и создано педагогическое образование – как основное, так и дополнительное.
Какой предмет выбрать для преподавания?
В первую очередь преподаваемый предмет должен быть вам интересен и хорошо знаком. Только в этом случае работа будет приносить удовольствие, уроки будут увлекательными и полезными для детей. Поэтому желательно, чтобы предмет был близок к вашей профессии или к сфере ваших личных интересов.
Также важно учитывать, насколько просто будет набрать часы для ставки с выбранным для преподавания предметом. Учителю математики, русского языка или литературы нужные 18 часов в неделю поставят даже в небольшой школе. Преподавателю музыки или ОБЖ добиться этого будет труднее, ведь на эти предметы в расписании большинства классов отводится 1-2 часа в неделю.
Но у нас есть программы переподготовки, на которых можно получить сразу несколько квалификаций и вести не один, а два или три предмета и за счет этого набирать нужные часы. К тому же, некоторые учителя совмещают должности в нескольких учебных заведениях, ведут секции и кружки, занимаются методической работой.
Если вы планируете подрабатывать репетиторством или сделать его своей основной работой, учитывайте, насколько востребована ваша специализация. Чаще всего репетиторов ищут по тем предметам, которые сдают на ЕГЭ и ОГЭ, то есть по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию, биологии, химии, физике, истории, литературе.
к содержанию ↑Что нужно, чтобы работать учителем без педагогического образования?
Актуальная версия профессионального стандарта «Педагог» не выделяет высшее или среднее профессиональное образование по педагогическому профилю как единственное и обязательное условие для работы учителем. Вы также можете устроиться в школу, если у вас есть:
- Диплом вуза или ссуза по специальности, совпадающей с предметом, который вы хотите преподавать. Например, если вы учились на историка, вы можете вести уроки истории, а если на переводчика – уроки иностранного языка. Но все же вам потребуется пройти курсы профпереподготовки научителя, ведь вам нужно будет не только разбираться в своей дисциплине, но и понимать, как знакомить с ней детей – знать основы педагогики и возрастной психологии, методики воспитания и обучения, ФГОСы, актуальные образовательные программы и т. д.
- Диплом любого вуза и ссуза и документ о профессиональной переподготовке на педагога. Например, если вы выучились на инженера, а хотите преподавать географию, вы проходите курсы для учителей географии.
Таким образом, чтобы работать в школе без педагогического образования, вам не обязательно тратить несколько лет на обучение в вузе. Вам потребуется несколько месяцев, чтобы пройти профессиональную переподготовку.
к содержанию ↑Почему удобно и выгодно получать профессию учителя на курсах профпереподготовки?
Во-первых, вы экономите время. Обучение в вузе займет от 3 до 6 лет в зависимости от формы обучения и исходного уровня образования, в колледже или техникуме – 2-3 года. А курсы профпереподготовки занимают от 3 месяцев до 1,5 лет.
Во-вторых, программы профпереподготовки не требуют сдачи вступительных экзаменов. Для поступления нужно просто подтвердить уровень своего образования и внести оплату. А она также в разы меньше, чем в случае с вузами, колледжами и техникумами.
В-третьих, в программах высшего и среднего профессионального образования много теоретических дисциплин, которые не пригодятся вам в будущей работе. Иногда их можно перезачесть, если вы уже проходили их раньше, но такую возможность дают не все учебные заведения. А программы переподготовки всегда имеют максимально практическую направленность – в них нет физкультуры или философии.
Где пройти профессиональную переподготовку, чтобы стать учителем?
Итак, при наличии среднего или высшего профессионального образования вы можете пройти курсы профпереподготовки, которые позволят вам работать педагогом в общеобразовательной школе. Мы предлагаем сделать это на наших дистанционных* программах. Выбирайте направление обучения, которое будет отвечать вашим целям:
- Педагогика . Это общие программы, которые подходят Слушателям без педагогической подготовки. Например, вы можете пройти курс:
Как стать учителем?
С давних времен педагогическая деятельность была почетным родом деятельности, выбрать который могли лишь люди с определенным складом ума и характером. На сегодняшний день положение учителя в обществе было достаточно неоднозначным и понимание данной деятельности, ее значимости у членов обществе значительно смещается по сравнению тем, что было, например, в середине прошлого века. Компетенция современного учителя требует обширных знаний не только по своему профилю, но и в таких разделах, как психология, конфликтология.
И все же вне зависимости от того, как относятся к учителям сегодня, многие юноши и девушки все же выбирают для себя эту профессию. Так, каким же образом можно прийти в эту область и начать работать в качестве учителя? Разберем в данном материале.
к содержанию ↑Что нужно, чтобы стать учителем?
Профессия учителя требует наличия специальных знаний, которые возможно получить в специализированных учебных заведениях. На данный момент должное образование возможно получить в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Правда, стоит иметь в виду, что в отличие от образования, которое возможно получить в университете, колледжи предоставляют несколько ограниченный перечень направлений подготовки.
Так, самым распространенным вариантом является обучение на учителя начальных классов.
Если же говорить о вузах, то у студентов есть достаточно большое количество вариантов: иностранные языки, науки, творческие направления. Достаточно широким направлением может служить и педагогика в сегменте дополнительного образования.
Согласно профессиональным стандартам, для осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимо соответствующее образование. При этом получить его возможно не только после окончания профильного учебного заведения, но и с помощью курсов профессиональной переподготовки.
Необходимо иметь в виду, что кроме соответствующего образования педагог должен обладать и набором определенных личностных качеств. В противном случае работа не будет приносить удовольствие, а станет причиной угнетенного состояния или же депрессии.
Так, что же нужно, чтобы быть учителем?
- Любовь к детям;
- Желание работать с детьми, помогать им;
- Внимательность;
- Ответственность;
- Стрессоустойчивость.
Многие выпускники педагогических вузов после получения дипломов и прохождения практики в образовательных учреждениях приходят для себя к выводу, что работа в качестве педагога – не их жизненный путь. Причин для этого может быть достаточно много, хотя основной является все же не образование, внутренняя организация. Таким образом, можно сделать вывод, что стать педагогом в полном смысле этого словам может далеко не каждый человек с педагогическим дипломом на руках.
Следующая