Жалоба в ФАС
Жалоба в ФАС – это самостоятельный документ, с которым вправе обратиться в суд любое заинтересованное лицо в целях обнаружения нарушений антимонопольного законодательства. Сегодня мы расскажем, какими вопросами заведует антимонопольная служба, какими обладает полномочиями, как правильно составить жалобу и передать на рассмотрение получателю.
Федеральная антимонопольная служба
ФАС является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением действующего антимонопольного законодательства. Законодатель наделяет ведомство рядом полномочий и привилегий, позволяющих проводить проверки на местах, разбираться в обращениях граждан, привлекать правонарушителей к административной ответственности. Отделения ФАС размещены в каждом городе нашего государства, что позволяет гражданам без особых затруднений обращаться с жалобами.
Отметим, что ответственность за нарушения антимонопольного характера – административная, предусматривается статьями Кодекса об административных правонарушениях. Здесь можно выделить:
- заключение сделок, ограничивающих конкуренцию;
- недобросовестная конкуренция;
- нарушение правил организации деятельности по продаже товаров.
Нормы Кодекса предусматривают санкции в виде административного штрафа. Так, для юридических лиц размер штрафа в среднем будет составлять от ста до пятисот тысяч рублей. То, какую сумму назначить в качестве наказания, определит суд, ориентируясь на характер правонарушения и фактические обстоятельства дела.
к содержанию ↑Обращение с жалобой
Федеральная антимонопольная служба является государственным учреждением, а значит, её деятельность попадает под действие ФЗ «Об обращениях граждан». Согласно данному нормативно правовому акту служба обязана рассматривать все поступившие в её адрес обращения, давать на них мотивированные ответы и по необходимости проводить проверки. Если никаких оснований для проведения проверки сотрудниками ФАС обнаружено не будет, заявитель жалобы должен получить мотивированный ответ о причинах отказа в принятии жалобы.
Отметим, что законодатель установил срок рассмотрения обращения граждан в 30 календарных дней. В исключительных случаях этот промежуток времени может быть растянут. Как правило, такая необходимость возникает при проведении глубоких исследований и проверок.
По факту продления выносится соответствующее решение руководителя органа.
Если представитель ФАС пропустит установленный законом срок, он, будучи должностным лицом, будет подлежать административной ответственности. Нарушение правил рассмотрения обращений граждан относится к административным правонарушениям, наказывается штрафом от пяти до десяти тысяч рублей.
к содержанию ↑Как подать документы
Подготавливая жалобу в ФАС, следует понимать, что к ней необходимо будет приложить ряд документов, подтверждающих вашу позицию. Безусловно, можно обойтись и без таковых, однако в таком случае сроки рассмотрения обращения существенно затянутся, либо представитель ведомства вовсе не найдёт оснований для проверки.
Итак, передать пакет документов можно тремя способами:
- лично в руки сотруднику антимонопольной службы;
- посредством услуг Почты России, заказным письмом с уведомлением о вручении;
- через раздел «обращения граждан» на сайте органа.
Какой бы способ ни выбрал заявитель жалобы, срок обращения всегда будет составлять 30 календарных дней. Причём точкой отсчёта будет считаться дата приёма жалобы к производству, то есть её регистрация в качестве входящего сообщения.
Инструкция по составлению жалобы
Формирование любого обращения в государственный орган следует начать с обозначения, кому и от кого подаётся документ. В шапке отмечаем наименование организации (ФАС), ФИО и должность её руководителя, а также юридический адрес. Здесь же обозначим свои ФИО, паспортные данные, место регистрации, номер сотового телефона или адрес электронной почты.
Ниже по документу начинаем разъяснять, что именно стало причиной для обращения. Если вам стало известно о заключении незаконной сделки или размещении противоречащего действующему законодательству баннера, отмечаем это. Будет лучше указать ФИО задействованных лиц, наименования причастных компаний или индивидуальных предпринимателей, а также прочие сведения, способные помочь при проведении проверки.
Следующим шагом обращаемся к представителям антимонопольного ведомства, просим их провести проверку по факту выявленных вами нарушений, и, при необходимости, привлечь причастных к административной ответственности.
к содержанию ↑Основные случаи нарушения добросовестной конкуренции
К числу таких случаев относятся:
- действия, которые направлены на получение преимущества в осуществлении деятельности, носящей характер предпринимательской;
- мероприятия, которые по своему содержанию и характеру противоречат законодательству Российской Федерации, а также сложившимся обычаям делового оборота и иным нормативным актам и правилам справедливости, которые используются в сфере экономических правоотношений;
- действия, уже причинившие какие-либо убытки конкурирующим организациям, а также вред деловой репутации таких организаций, либо если такие действия могут создать такие негативные последствия.
Каждый из перечисленных типов случаев нарушения свободной конкуренции по итогам выявления наказывается Федеральной антимонопольной службой, поставленной следить за порядком соблюдения действующего антимонопольного законодательства.
Порядок и правила составления и подачи жалобы в ФАС
Правила, которыми следует руководствоваться при составлении жалобы в Федеральную антимонопольную службу, а также порядок подачи такой жалобы в случае выявления факта нарушения законодательства о добросовестной конкуренции содержатся в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 27 июня 2006 года за номером 135-ФЗ. В соответствии с положениями данного закона, а также на основании сложившейся практики правоприменения (в силу отсутствия конкретных требований к оформлению жалобы) оформление подаваемого документа должно выглядеть следующим образом:
- в титульной части заявления (жалобы) следует указать сведения о том территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, куда происходит обращение. В случае если известны данные о руководителе такого подразделения, следует адресовать документ именно ему);
- титульная часть продолжает заполняться сведениями о заявителе (указываются актуальные контактные данные, которые в последующем будут использованы для связи с заявителем, например, для приглашения на заседание);
- в титульной же части указываются сведения о том юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, который совершает действия, подразумевающие нарушение законодательства о конкуренции, либо в отношении которого имеются четко зафиксированные факты такого нарушения (сведения должны позволять не только идентифицировать такого нарушителя, но и позволять выйти с ним на связь для приглашения на разбирательства);
- в основной части происходит описание выявленного факта (или группы фактов) нарушения действующего законодательства о защите свободной добросовестной конкуренции, а также указываются те нормы права, которые, по мнению заявителя, были нарушены.
Образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции можно посмотреть по ссылке.
к содержанию ↑Куда подавать и способы подачи
Подача жалобы (а также доказывающих документов при наличии) происходит в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по месту фиксации нарушения или по месту нахождения потерпевшей стороны. Современная система работы Федеральной антимонопольной службы дает право подать жалобу в одном из трех видов:
- лично или посредством услуг почтовых операторов в виде бумажного пакета документов. Каждый документ должен быть предоставлен в оригинале и подписан либо руководителем того юридического лица, которое данную жалобу направляет, либо уполномоченным сотрудником такого юридического лица;
- посредством специального функционала на официальном сайте ФАС. В этом случае документы должны быть подписаны квалифицированной (усиленной) электронной цифровой подписью;
- с помощью письма по электронной почте на специальный адрес Федеральной антимонопольной службы. Такое письмо также подписывается квалифицированной электронной цифровой подписью.
Дата рассмотрения жалобы назначается только после того, как предоставленный пакет документов прошел регистрацию.
к содержанию ↑Сроки подачи и рассмотрения жалобы
Подача жалобы в Федеральную антимонопольную службу должна быть осуществлена в рамках установленных законом сроков. Предельный срок для подачи документов составляет не более трех месяцев с момента выявления факта нарушения. На практике документы можно подать даже на следующий день после фиксации конкретного нарушения.
Если по каким-то причинам срок был пропущен, он может быть восстановлен на основании соответствующего решения суда, если заявитель доказал, что пропуск осуществлен по уважительной причине.
После подачи жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента получения полного пакета документов. Предельный срок такого рассмотрения составляет не более тридцати дней со дня, следующего за днем регистрации.
Если при рассмотрении поданных документов установлены какие-либо иные факты, требующие дополнительного расследования, срок рассмотрения может быть увеличен специальным постановлением, но не более, чем на один месяц (то есть на тридцать дней). По истечении такого срока должно быть вынесено соответствующее решение.
к содержанию ↑Кто и когда может пожаловаться: нормативная база
Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.
В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:
- способ и условия определения победителя;
- порядок определения начальной цены контракта;
- процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
- сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
- регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
- процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
- порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
- требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.
Как правильно подать жалобу в УФАС в электронном виде
Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 . Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.
Подавать можно и электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Заверяет ее либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае дополнительно подается доверенность.
Отправить заявление можно двумя способами: через официальный сайт службы или на почту delo@fas.gov.ru.
Обязательными сведениями являются:
- данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
- информация о лице, чьи действия/решения обжалуются;
- номер закупки, если только не обжалуются действия оператора электронной площадки;
- причина обращения;
- документы, подтверждающие доводы заявителя;
- перечень прилагаемых бумаг.
На сайте ведомства есть образец, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.
Рекомендуем посмотреть и реальный пример — жалоба УФАС ООО «Глисон».
Чтобы на просьбу предпринимателя отреагировали, она должна соответствовать не только требованиям к содержанию. Ее еще надо подать с соблюдением конкретных сроков. Иначе ведомство откажет, и обжаловать решения или действия заказчика удастся только в суде.
Для удобства представляем допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего
В любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона
В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:
- протокола подведения результатов такого аукциона;
- либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
- либо протокола проведения такого аукциона в случае признания его несостоявшимся
До окончания установленного срока подачи заявок
Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке
В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия)
Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта
Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта
к содержанию ↑Сколько ее будут рассматривать
Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы.
Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.
На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.
Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148 , информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует.
На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.
Следующая