Региональный центр общественного
Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, при поступлении обращений по вопросам невыполнения управляющими компаниями работ и (или) оказания услуг по управлению многоквартирным домом надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг органом местного самоуправления в отношении таких компаний могут быть организованы проверочные мероприятия.
Подготовлено Скопинской межрайонной прокуратурой.
к содержанию ↑Общественный контроль в сфере ЖКХ
Минстроем России осуществляется контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Центры общественного контроля созданы в 83 субъектах Российской Федерации.
Общественный контроль в сфере ЖКХ осуществляется в следующих формах:
— мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ;
— проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона;
— осуществление проверок, в том числе выездных, по рассмотрению обращений граждан;
— оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде;
— проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов федерального и регионального уровней;
— формирование общественных рейтингов управляющих организаций;
— осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.
Некоммерческие организации, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, существуют во всех субъектах Российской Федерации. НП «ЖКХ Контроль» составлен реестр данных организаций, размещенный в свободном доступе на сайте gkhkontrol.ru -http://gkhkontrol.ru/2014/01/14285. Реестр издан в виде справочника, в который вошли 323 профильные некоммерческие организации.
Для региональных органов власти подготовлены следующие материалы по осуществлению общественного контроля:
— методические рекомендации для региональных органов власти;
— рекомендации для информирования собственников по вопросам капитального ремонта и вовлечению собственников в контроль за капитальным ремонтом МКД;
— регламент общественных проверок домов, построенных по программам переселения граждан из аварийного жилья;
— проект Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Основные направления деятельности сети общественного контроля в сфере ЖКХ в 2015 году:
— масштабная просветительская кампания. Распространение методической литературы и реализация образовательных проектов для активных собственников жилья и профильных НКО;
— создание муниципальных представительств региональных центров общественного контроля в ЖКХ;
— постоянный общественный мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья;
— проведение общественной экспертизы региональных и федеральных нормативных правовых актов;
— проведение ежеквартального мониторинга основных проблем в сфере ЖКХ;
— мониторинг осуществления лицензирования управляющих организаций и контроль за соблюдением интересов собственников домов, чьи управляющие организации не прошли процедуру лицензирования.
За первое полугодие 2015 года в приемные региональных центров и в адрес НП «ЖКХ Контроль» поступило более 16 тысяч обращений. На основании анализа обращений граждан, поступивших в общественные приемные региональных центров, а также через единый сайт Общероссийского центра, ежеквартально составляется потребительский рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ.
Организована работа по общественному контролю за программами переселения граждан из аварийного жилого фонда, в том числе фотофиксация строящихся объектов. Также проведена проверка качества уже построенных домов. Всего общественниками проверено 532 многоквартирных дома.
В результате проведенного мониторинга представители региональных центров представили замечания по качеству 201 дома, построенного в 2014 году по программам переселения граждан из аварийного жилья. Все выявленные замечания взяты на контроль.
Организована работа по общественному контролю за программами капитального ремонта (выборочная проверка сведений, размещаемых региональными органами власти на сайте «реформа ЖКХ», выборочное анкетирование собственников в домах, которых прошел капитальный ремонт).
Введена практика проведения он-лайн семинаров, в ходе которых федеральные эксперты освещают наиболее актуальные вопросы организации управления жилым фондом, осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ, разъясняются новеллы федерального законодательства. За 2014 и первую половину 2015 года проведено 36 таких семинаров.
Ежеквартально обобщаются и распространяются лучшие практики общественного контроля в сфере ЖКХ. На сайте НП «ЖКХ Контроль» сформирована библиотека лучших методических пособий в сфере ЖКХ, подготовленных в различных субъектах Российской Федерации.
В 54 регионах созданы Общественные Советы при органах исполнительной власти, в которые вошли представители региональных центров. Представители профильных НКО также вошли в состав лицензионных комиссий.
к содержанию ↑Что выступает объектом проверки?
Такие организации контролируют многие области деятельности УК, а именно:
- качество содержания жилых помещений;
- размер тарифов;
- порядок формирование ремонтных фондов;
- санитарно-гигиеническую безопасность жилых помещений;
- соответствие коммунальных услуг установленным нормативам.
Перечень контролирующих органов в данной сфере
Федеральный уровень
На федеральном, то есть государственном уровне, УК контролируют следующие органы:
- Министерство строительства РФ. Этот государственный орган занимается утверждением нормативов коммунальных услуг, критериев их качества и порядка их предоставления. Также Минстрой регулирует финансовую сторону учета тепловой энергии и воды.
- Минэнерго РФ. Такой орган осуществляет разработку схем и нормативов теплоснабжения домов, которых должны придерживаться все УК.
- Федеральная антимонопольная служба. Она занимается определением принципа образования цен на ресурсы и коммунальные услуги.
Региональный уровень
Основной контроль над деятельностью УК в сфере ЖКХ лежит именно на инстанциях регионального уровня, которыми являются следующие организации:
- Госжилнадзор (жилищная инспекция). Основной задачей этой организации является проведение контролирующих проверок работы обслуживающих организаций в сфере ЖКХ. Такие проверки касаются соблюдения компанией ЖКХ всех требований законодательства в области жилищно-коммунальных услуг. Именно этот орган уполномочен принимать участие в лицензировании УК.
- Комитет по тарифам.
- Роспотребнадзор. Такая организация осуществляет проверку качества и безопасности коммунальных услуг, руководствуясь СанПиНами.
На региональном уровне контроль в сфере ЖКХ осуществляется не только официальными государственными службами, но и профильными некоммерческими организациями. Действует целая сеть региональных центров, поддержка развитию которой осуществляется Минстроем России.
На официальном сайте НП «ЖКХ Контроль» представлен реестр данных организаций, изданный в виде справочника, в который вошли более 300 профильных некоммерческих организаций. Для каждой организации в справочнике указаны ФИО руководителя, регистрационный номер в реестре, год создания, регион охвата, адрес.
к содержанию ↑Органы регулирования качества работы
Основным органом, который контролирует качество работы УК, считается Государственная жилищная инспекция. Именно она осуществляет проверку:
- того, как используется жилье;
- содержания жилья и общедомового имущества;
- соблюдения правил перевода нежилой недвижимости в жилую, и наоборот;
- ведения учета жилья;
- деятельности по перепланировке и переустройства жилых помещений;
- качества управления домом;
- качества услуг по ремонту и содержанию недвижимости (перечень бесплатных услуг ЖКХ. вы найдете в этом материале);
- порядка расчета стоимости услуг по обслуживанию (о том, как происходит расчет квартплаты и ведение бухгалтерии в управляющей компании ЖКХ, читайте тут);
- проведения работ по информированию собственников;
- правильности заключения и составления договорных документов с собственниками квартир и поставщиками ресурсов;
- правильности формирования фондов на капитальный или текущий ремонт;
- соблюдения основных требований, касающихся сохранности и использования жилья;
- выполнения лицензионных требований.
Жилищная инспекция контролирует работу УК при помощи проведения проверок. Они могут быть как просто документальными, так и с выездом в саму обслуживающую организацию. Законодательно работа ГЖН регламентируется ЖК РФ, а именно статьей 196.
Также за качеством и безопасностью коммунальных услуг следит Роспотребнадзор. В его задачи входит:
- проверка состава воды;
- контроль показателя шума вентиляционных систем, лифтов и другого общедомового оборудования;
- контроль над проведением мероприятий по дезинфекционному и дезинсекционному обслуживанию дома;
- проверка уровня влажности, освещенности и вентиляции в жилых помещениях.
На федеральном уровне качество работы управляющих компаний контролируется комиссией Министерства строительства. Именно этот орган разрабатывает правила содержания и проведения ремонта многоквартирных домов (все об МКД в ЖКХ читайте тут).
Службы, осуществляющие мониторинг тарифов
Такой инстанцией является комитет по тарифам. В некоторых регионах такой инстанции нет, но в этом случае его обязанности лежат на таких инстанциях как региональная энергетическая комиссия или региональное министерство энергетики. Работа комитета по тарифам регулируется ФЗ № 210.
На федеральном уровне стоимость тарифов на коммунальные услуги регулируется Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой.
Следующая