Допускается ли оплата госпошлины представителем физического лица в рамках гражданского процесса
В силу п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через уполномоченного представителя.
Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Однако имеется противоречие в подтверждении полномочий представителя. Согласно абз. 2 п.
3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Правомерна ли оплата государственной пошлины представителем-физлицом за представляемого (физическое лицо) в рамках гражданского процесса?
к содержанию ↑Ответы:
ВахтерОпубликовано 2 октября 2020 в 11:07Опубликовано 2 октября 2020 в 11:07
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Минфин РоссииОпубликовано 28 мая 2019 в 13:24Опубликовано 28 мая 2019 в 13:24
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты представителем физического лица, являющимся заявителем, государственной пошлины за совершение юридически значимого действия при обращении в соответствующий государственный орган или к должностному лицу (в том числе при обращении в суды или за совершением нотариальных действий) и сообщает.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст.
26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 НК РФ).
Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 29 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. ст. 333.16 и 333.17 НК РФ государственная пошлина — это сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл.
25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е.
за счет его собственных средств.
При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора) исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Таким образом, уплата государственной пошлины за совершение юридически значимых действий (в том числе за подачу искового заявления в суд или за совершение нотариальных действий) может быть произведена заявителем — физическим лицом через своего представителя по месту совершения данного юридически значимого действия при условии, что в платежных документах о ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган или к должностным лицам за совершением указанного действия.
и таможенно-тарифной политики
к содержанию ↑Возможно ли, чтобы другой человек оплатил государственную пошлину
Министерство финансов Российской Федерации предоставило разъяснение по оплате государственной пошлины третьими лицами. Согласно статьям 1 и 8 пункта 45 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик должен лично выполнить обязанность по оплате пошлины, если не предусмотрено иное законодательством о налогах и сборах. При этом необходимо, чтобы из представленных документов было ясно, что плательщик сам оплатил указанную сумму пошлины и именно за свой счет.
Для подтверждения данной обязанности требуются соответствующие документы, содержащие информацию, позволяющую определить личность плательщика государственной пошлины.
Кодекс не предусматривает возможность уплаты государственной пошлины третьими лицами вместо плательщика.
Также стоит отметить, что действующими нормативными актами не устанавливается требование идентификации плательщиков государственной пошлины в распоряжениях о переводе денежных средств в случаях, когда платежи осуществляются третьими лицами.
В случае, если государственная пошлина за плательщика государственной пошлины будет оплачена с помощью банковской карты, принадлежащей другому лицу, отсутствуют документы, которые позволят идентифицировать плательщика государственной пошлины. Поэтому, если государственная пошлина будет оплачена от имени неправильного плательщика в отношении правильного плательщика, то обязанность по уплате государственной пошлины не должна считаться выполненной.
Однако, если гражданин, который должен заплатить государственную пошлину, не может сделать это самостоятельно, то, в соответствии со статьей 26 Налогового Кодекса, он имеет право взаимодействовать с органами, регулирующими налоги и сборы, через законного или уполномоченного представителя, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом (пункт 1). Представитель должен иметь официальное подтверждение своих полномочий в соответствии с Налоговым Кодексом и другими федеральными законами (пункт 3).
Таким образом, при оплате государственной пошлины представителем физического лица на основе платежного документа с банковской карты представителя необходимо указать, что представитель действует от имени плательщика на основании соответствующего документа.
В соответствии с пунктом 14 статьи 78 Кодекса, в отношении возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются особенности, установленные главой 25.3 Кодекса.
Порядок возврата или зачета государственной пошлины за совершение юридически значимых действий и основания для этого определены статьей 333.40 главы 25.3 Кодекса.
Если государственная пошлина уплачена в большем размере, чем предусмотрено Кодексом, или лицо, заплатившее пошлину, отказалось от совершения действия до обращения в уполномоченный орган, то сумма пошлины, зачисленная в бюджет, считается излишней.
Если плательщик неправильно заплатил государственную пошлину, например, администратор обнаружил ошибку в поручении на перечисление пошлины, это не помешает возврату пошлины.
Таким образом, человек, с банковской карты которого случайно была уплачена государственная пошлина, имеет право обратиться в компетентный орган по месту совершения юридически значимого действия с заявлением о возврате государственной пошлины из-за совершенной ошибки, приложив к нему документы, подтверждающие его уплату указанной государственной пошлины в бюджет.
- 25.08.2016 Новости
Госпошлину платит представитель
Госпошлину за фирму вправе уплатить ее представители (юридические и физические лица). При этом оплату нужно обосновать, правильно оформив документы.
50 тыс. открытия
Госпошлину за фирму вправе уплатить ее представители (юридические и физические лица). При этом оплату нужно обосновать, правильно оформив документы.
Нередко фирме приходится обращаться в государственные органы за совершением в отношении нее юридически значимых действий. Например, нужно провести госрегистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, обратиться в суд с иском, совершить нотариальные действия и прочее. За все эти услуги взимают государственную пошлину (ст.
333.16 НК РФ). Может возникнуть ситуация, когда у компании недостаточно денежных средств на расчетном счете, их нет вовсе или наложен арест на счета в банках. Решение проблемы есть: госпошлину может заплатить уполномоченный представитель.
к содержанию ↑Кто исполнит обязанности?
По общему правилу, фирма должна самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Государственная пошлина — это федеральный налог (п. 10 ст. 13 НК РФ).
В Налоговом кодексе сказано, что она должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий (ст. 333.17 НК РФ). При этом компания может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (если иное не предусмотрено Налоговым кодексом) (п.
1 ст. 26 НК РФ). Законными представителями фирмы признаются лица, обладающие правом представлять ее на основании закона или учредительных документов.
Уполномоченные представители действуют на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 27, пп. 1, 3 ст. 29 НК РФ, ст. 185 ГК РФ).
Кто вправе платить?
Ранее Конституционный суд РФ указывал (определение КС РФ от 22.01.2004 № 41-О), что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств фирмы. То есть, по правовому смыслу таких отношений, документы на уплату налога должны исходить от фирмы и быть подписаны ее сотрудниками. Такой вывод вызывал у компаний вопросы.
Получалось, что представитель не может заплатить госпошлину из собственных средств при отсутствии денег у фирмы. Позднее Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил следующее.
Вставка из документа:
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 мая 2007 г. № 118
<. >государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.
В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.
Таким образом, уплата государственной пошлины с банковского счета представителя-юрлица прекращает обязанность представляемой стороны. При этом в платежном документе на перечисление суммы госпошлины в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого (см. образец 1).
ООО «Пассив» (доверитель) выдало доверенность ООО «Актив» (поверенный) от 15.03.2013 № 5. На основании этого документа поверенный наделен полномочиями на представление интересов доверителя перед регистрирующим органом, в том числе по вопросу регистрации последующей ипотеки, для чего вправе совершать все необходимые действия, связанные с исполнением предусмотренных доверенностью полномочий.
ООО «Пассив» оформило платежное поручение, которое соответствует требованиям законодательства (Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П, Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н ).
Когда госпошлину за компанию наличными платит представитель-физлицо, к платежному документу (чек-ордеру) прикладывают доказательства принадлежности денежных средств фирме, обратившейся в государственный орган за совершением юридически значимого действия. В платежном документе должно быть указано, что физлицо действует на основании доверенности или учредительных документов. Кроме того, необходимо приложить расходный кассовый ордер или другой документ, подтверждающий выдачу ему денежных средств на уплату госпошлины (письма Минфина России от 14.12.2012 № 03-05-04-03/99, от 23.05.2011 № 03-05-04-03/32 ).
То есть, в расходном кассовом ордере (форма № КО-2) по строке «Основание» необходимо указать содержание хозяйственной операции (см. образец 2). Отметим: если физлицо-представитель оплачивает госпошлину из своих собственных денежных средств, то регистрирующие органы не примут в работу дела, за которые госпошлина уплачена таким образом.
Регистрирующие органы не примут в работу дела, если представитель — физическое лицо оплатил госпошлину собственными денежными средствами.
Порядок оформления и уплаты физлицами налогов, включая и государственную пошлину, в наличной форме урегулирован совместным письмом ФНС и Сбербанка России (письмо ФНС России от 20.05.2010 № КЕ-37-1/1960@, Сбербанка России от 20.05.2010 № 10-1959 «О внесении изменений в Письмо МНС России и Сбербанка России от 10.09.2001 № ФС-8-10/1199/04-5198» ). Бланки формы № ПД (налог) и № ПД-4сб (налог) предназначены для уплаты платежей в структурных подразделениях Сбербанка России и являются документами, подтверждающими факт приема платежей физических лиц. Важно при заполнении этих платежных документов указать в графе «основание платежа» наименование, ИНН и адрес организации, за которую уплачена госпошлина.
Описанный выше порядок оформления документов при уплате госпошлины представителями-фирмами и представителями-физлицами подтвержден многочисленными судебными решениями (определение ВС РФ от 21.12.2010 № 44-В10-7, ВАС РФ от 11.04.2011 № ВАС-3950/11, пост. ФАС ЦО от 18.01.2012 № Ф10-4913/11 по делу № А09-3284/2011, ФАС ЗСО от 14.01.2009 № Ф04-8146/2008 (18785-А46-26), ФАС УО от 10.09.2009 № Ф09-6694/09-С4).
Экспертиза статьи: Алексей Александров, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
Мнение
Автор: Софья Данилова, юрист компании DS Law
Следующая