Федеральное имущество в России: определение, функции и основные черты
Основные положения о праве государственной собственности закреплены в Гражданском кодексе РФ.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского Кодекса РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (ст.ст. 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст.ст. 72-73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.
Право государственной собственности, как правило, может возникнуть по тем же основаниям, что и право частной собственности, например, на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства Гражданский кодекс РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры – п. 2 ст.
233 ГК РФ).
Прокуратура г. Первоуральска
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Свердловской области
Источник:
Прокуратура Свердловской области
Дата публикации:
5 июля 2016, 12:51
Основные положения о праве государственной собственности
Основные положения о праве государственной собственности закреплены в Гражданском кодексе РФ.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского Кодекса РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (ст.ст. 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст.ст. 72-73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.
Право государственной собственности, как правило, может возникнуть по тем же основаниям, что и право частной собственности, например, на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства Гражданский кодекс РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры – п. 2 ст.
233 ГК РФ).
Прокуратура г. Первоуральска
к содержанию ↑Федеральная государственная собственность
Общий подход к пониманию федеральной государственной собственности
Определение 1
Федеральная государственная собственность – это правовой режим по приобретению, осуществлению и прекращению правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом Российской Федерации.
Функционирование государства определяется наличием различных экономических ресурсов. В качестве одного из видов этих ресурсов можно рассматривать имущество, которое находится в собственности государства. Процесс управления таким имуществом, а также его эффективность, напрямую влияют на осуществление государством возложенных на него функций.
Эффективность государственного управления имуществом, во многом, зависит от четкости понимания содержания этого имущества и его соотношения с правом собственности.
Специальная литература и законодательство зачастую рассматривают в качестве тождественных терминов понятия «имущество» и «собственность». С точки зрения права под собственностью понимают волевое отношение, совокупность прав, которыми наделяется субъект права в отношении определенного имущества. Термин «имущество» применяется по отношению к объектам права собственности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные понятия не являются тождественными. Однако ошибочность такого применения терминов распространяется и на нормативно-правовые акты. В частности, можно привести такой пример – Концепция внешней политики Российской Федерации закрепляет такую приоритетную задачу, которая подразумевает обеспечение сохранности и оптимального использования российской собственности на территории других государств.
При этом в контексте данной задачи речь идет не о праве, а об отдельных объектах этого права, что подразумевает необходимость использования термина «имущество».
Таким образом, имуществом считается совокупность вещей, которая принадлежит на праве собственности конкретному субъекту, а также совокупность вытекающих из права собственности имущественных обязанностей и прав.
«Федеральная государственная собственность» Помощь эксперта по теме работыРешение задач от ИИ за 2 минутыПомощь с рефератом от нейросети
Число субъектов, наделенных правом собственности, включает в себя Российскую Федерацию и ее регионы. То имущество, которое принадлежит на праве собственности России или ее регионам, представляет собой государственную собственность. Та часть этой собственности, которая принадлежит непосредственно Российской Федерации, именуется федеральной государственной собственностью.
Основу обособления федеральной государственной собственности составляет принцип федерализма, подразумевающий разграничение полномочий центральной власти и власти субъектов. Выделение в системе государственной собственности различных ее форм рассматривается как элемент процесса либерализации и демократизации российского общества по сравнению с ранее существующей жесткой административно-командной системой, ориентированной только на существование государственной формы собственности.
При этом отсутствие четкого разделения между формами государственной собственности зачастую приводит к снижению эффективности управления государственным имуществом. Законодательные органы государственного управления стремятся к упорядочиванию процесса управления государственной собственностью, в том числе федеральной, однако этот процесс находится на стадии становления, что обусловлено локальным подходом к регулированию вопросов управления государственной собственностью. Зачастую нормативно-правовые акты регулируют вопрос приобретения, эксплуатации и отчуждения отдельных объектов государственной собственности, а не этот процесс в целом вне зависимости от объектов собственности.
Следующая