Какие изменения ждут владельцев охотничьего оружия
В интересах трёх миллионов охотников
В мае 2019 года Вячеслав Володин по итогам состоявшейся в Госдуме встречи с представителями охотничьего сообщества поручил главе Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василию Пискареву подготовить проект закона, увеличивающий срок действия разрешений на ношение и хранение охотничьего оружия.
По действующему законодательству, продлевать документы нужно каждые пять лет. А для этого россиянам необходимо предоставить в уполномоченный орган медицинское заключение и справки об отсутствии в организме запрещённых веществ. В итоге перерегистрация оборачивается для охотников бесконечной тратой нервов, сил и денег: гражданам, особенно живущим в отдалённой местности или представляющим коренные народы Севера, приходится несколько раз приезжать в региональный центр, оплатив проезд и проживание, обследование, получение справок, а также госпошлину.
И иногда выходит так, что общие затраты на процедуру сопоставимы с ценой самого ружья. Поэтому и было решено увеличить срок действия разрешений.
«Законопроект об увеличении сроков перерегистрации охотничьего оружия с 5 до 15 лет направлен на поддержку более трёх миллионов зарегистрированных в России охотников», — заявил один из авторов документа Василий Пискарев.
При этом депутат отметил, что принятие проекта никак не повлияет на контроль за оборотом оружия. «Контроль сохранится в полном объёме и в постоянном режиме, как и прежде, так как предложенные поправки не затрагивают полномочия Росгвардии и МВД РФ в данной сфере, — подчеркнул он. — Инициатива проработана совместно с МВД РФ и Росгвардией и концептуально ими поддержана».
к содержанию ↑Нарезное без гладкоствольного
Чуть раньше, 20 июня, Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал принять в первом чтении ещё один касающийся охотников законопроект. Группа депутатов, в числе которых и Василий Пискарев, предложили облегчить условия приобретения гражданского нарезного оружия охотниками и спортсменами, сделать более доступными его ремонт и обслуживание, а также поддержать отечественных производителей-оружейников.
«В частности, охотники смогут продать гладкоствольное оружие, и это не будет препятствием для владения ружьём с нарезным стволом», — рассказал «Парламентской газете» Василий Пискарев. По действующим же нормам наличие гладкоствольного оружия в арсенале охотника — обязательное условие при приобретении нарезного.
Кроме того, в случае принятия закона, ремонтировать и проходить сервисное обслуживание оружия можно будет не только у производителей, но и в других мастерских, имеющих соответствующую лицензию. По замыслу авторов законопроекта, это позволит стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в данной сфере и опять же поможет сэкономить немалые средства самим охотникам, которым теперь не придётся ехать за сотни километров к производителю, чтобы отремонтировать ружьё.
Тема ужесточения процедуры получения охотничьих билетов не раз обсуждалась на различных охотничьих площадках. ФОТО: MSH.MOSREG.RU
к содержанию ↑Охотминимум для претендента
Вместе с тем накануне стало известно, что Минприроды намерено ужесточить процедуру получения охотничьего билета, необходимого для владения оружием. Проект поправок уже разработан ведомством и дорабатывается с учётом поступивших замечаний от федеральных органов исполнительной власти. В частности, в проекте закона прописана необходимость проверки знания требований охотминимума гражданами, которые хотят получить указанный документ.
О том, что выдача лицензий на огнестрельное оружие требует более вдумчивого подхода, не первый год твердит первый зампред думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев.
«Удостоверения охотника сегодня выдают бесплатно, при этом претендентам не нужно сдавать охотминимумы, экзамены на знание правил охоты, отчего в последнее время расплодилось большое количество людей с оружием, которые не умеют с ним толком обращаться», — ранее рассказал «Парламентской газете» Валуев. Он отметил, что такие «псевдоохотники» представляют опасность, прежде всего для самих себя.
Инициативу Минприроды поддерживают и в охотсообществе, но с осторожностью.
«Экзамены должны быть, — соглашается эксперт Госдумы по вопросам охотхозяйственной деятельности Валерий Кузенков. — Однако чиновники, как мне кажется, не просчитывают дальнейшие шаги: кто и когда будет принимать экзамены у претендентов, а самое главное, сколько это будет стоить? С одной стороны, мы упрощаем процедуру перерегистрации оружия, а с другой — усложняем возможность использовать его по назначению».
к содержанию ↑Луки приравняют к ружьям
Наконец, в скором времени луки могут включить в список охотничьего оружия. Соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении 18 июля.
Документ делает правовой режим оборота охотничьих луков аналогичным правилам оборота охотничьего огнестрельного оружия. Это означает, что купить их можно будет только при наличии охотничьего билета.
По словам одного из авторов законопроекта, первого зампреда Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнеста Валеева, на владельцев охотничьих луков будут распространяться все требования об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием. Они должны будут проходить химико-токсикологические исследования на наличие в организме наркотических средств. А прежде чем купить лук, надо будет изучить правила безопасного обращения с оружием и его хранения.
к содержанию ↑Федеральный закон от 10.07.2023 N 307-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОРУЖИИ»
Принят
Государственной Думой
27 июня 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
5 июля 2025 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 1999, N 47, ст. 5612; 2003, N 2, ст.
167; 2008, N 52, ст. 6227; 2009, N 7, ст. 770; N 30, ст.
3735; 2010, N 23, ст. 2793; 2011, N 1, ст. 10; N 27, ст.
3880; 2012, N 29, ст. 3993; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 27, ст.
4160; N 28, ст. 4558; 2017, N 14, ст. 1996; N 27, ст.
3948; N 31, ст. 4817; N 50, ст. 7562; 2018, N 30, ст.
4554; 2019, N 31, ст. 4439; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст.
5059, 5141; N 49, ст. 8151; 2022, N 9, ст. 1253; 2025, N 1, ст.
85) следующие изменения:
а) часть шестую дополнить абзацем следующего содержания:
«приобретения для использования в технологических и научно-технических испытательных целях боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и патронов к нему юридическими лицами, которые осуществляют разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию боеприпасов на основании лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации), полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — юридические лица, осуществляющие разработку или производство вооружения, военной техники и боеприпасов).»;
б) часть девятую после слова «шестом» дополнить словами «и девятом»;
в) дополнить частью двенадцатой следующего содержания:
«Перечень юридических лиц, осуществляющих разработку или производство вооружения, военной техники и боеприпасов, которые могут приобретать у юридических лиц — поставщиков боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и патроны к нему для использования в технологических и научно-технических испытательных целях, а также типы, модели и количество боевого ручного стрелкового оружия, образцы и количество боеприпасов и патронов к нему, которые разрешается приобретать юридическим лицам, осуществляющим разработку или производство вооружения, военной техники и боеприпасов, в указанных целях, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов.»;
2) статью 10 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
«10) юридические лица, осуществляющие разработку или производство вооружения, военной техники и боеприпасов.»;
а) часть третью после слова «организациям,» дополнить словами «для продажи юридическим лицам, осуществляющим разработку или производство вооружения, военной техники и боеприпасов,», дополнить предложением следующего содержания: «Юридические лица, осуществляющие разработку или производство вооружения, военной техники и боеприпасов, включенные в перечень юридических лиц, указанный в части двенадцатой статьи 9 настоящего Федерального закона, имеют право получать во временное пользование в государственных военизированных организациях боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и патроны к нему для использования в технологических и научно-технических испытательных целях.»;
б) часть пятую изложить в следующей редакции:
«В организациях, осуществляющих деятельность по разработке, производству и испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов, разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, должности, связанные с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, техническим обслуживанием, ремонтом, утилизацией, реализацией, учетом, хранением и продажей оружия и патронов к нему, основных частей огнестрельного оружия, составных частей патронов, не могут замещать лица, которые не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.»;
4) статью 19 дополнить частью восьмой следующего содержания:
«Государственные военизированные организации имеют право передавать для использования в технологических и научно-технических испытательных целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеющиеся у них на вооружении боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и патроны к нему во временное пользование юридическим лицам, осуществляющим разработку или производство вооружения, военной техники и боеприпасов и включенным в перечень юридических лиц, указанный в части двенадцатой статьи 9 настоящего Федерального закона, и осуществлять контроль за их хранением и использованием.»;
5) в части первой статьи 28 слова «в пункте 9» заменить словами «в пункте 8 или 9».
к содержанию ↑Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
Подозреваемым или обвиняемым прекратят выдавать лицензии на оружие
С сегодняшнего дня в России вступили в силу изменения в законе «Об оружии». Как это коснется владельцев оружия или тех, кто хочет получить лицензию на право владения им, а у кого лицензию могут аннулировать, рассказал начальник отдела по контролю за оборотом оружия Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Татарстану майор полиции Рамиль Камалиев. Подробнее — в материале «Реального времени».
к содержанию ↑Дополнительные основания, исключающие возможность получения лицензии
В первую очередь изменения касаются оснований, по которым гражданину не выдадут или аннулируют лицензию на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия. Разрешение не смогут получить следующие категории граждан:
- имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкое, особо тяжкое преступление или за умышленное преступление средней тяжести с применением оружия;
- имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия и патронов к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств;
- привлеченные к административной ответственности за потребление наркотиков, за управление транспортным средством в состоянии опьянения или передачу управления транспортом лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Также откажут в выдаче лицензии гражданам, не выполнившим требование должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на опьянение. Они смогут получить право на покупку оружия лишь через 2 года после вступления в силу решения суда.
Кроме того, внесено еще одно изменение — для лиц, впервые получающих лицензию на оружие, увеличен срок рассмотрения заявлений. Теперь он составляет 30 рабочих дней вместо 14.
Последние изменения в законе появились год назад
Как объяснил Рамиль Камалиев, изменения в закон «Об оружии» вводятся «поэтапно» с 2022 года. Тогда новшества коснулись не только лиц, желающих приобрести оружие, но и действующих владельцев.
Так, с 2022 года владельцы оружия обязаны раз в 5 лет предоставлять документ о прохождении проверки на знание безопасного обращения с ним. Кроме того, один раз за тот же период времени необходимо предъявлять должностным лицам оружие для осмотра и обеспечить им доступ к местам его хранения.
Камалиев добавил, что с 2022 года охолощенное или списанное оружие также должно подлежать учету. Владелец обязуется оповещать органы о покупке такого товара.
После изменений прошлого года лицензии перестали выдавать следующим категориям:
- гражданам младше 21 года;
- имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление;
- имеющим неснятую или непогашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление;
- имеющим судимость за умышленное преступление с применением оружия;
- имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
- имеющим судимость за преступление экстремистской направленности;
- имеющим снятую или погашенную судимость за преступление, связанное с насилием в отношении несовершеннолетних;
- имеющим две или более судимостей.